Привет из Нижнего Новгорода. Часть 2

May 29, 2022 21:51


Продолжу рассказ о том, что мне больше всего понравилось в Нижегородском государственном художественном музее.

Я с радостью встретила свой любимый портрет Екатерины II, который до этого видела только на выставках в Русском музее «Георг Гроот и елизаветинское время» и ГМЗ «Царицыно» «Братья Гроот: портретист и живописец». Это не парадный портрет императрицы, а изображение молодой великой княгини Екатерины Алексеевны в охотничьем костюме на опушке леса, на фоне закатного неба, с ружьём, добычей и двумя очаровательными псами.





Наряд Екатерины выдержан в тонах зелени вечернего леса, нежными розовыми и оливковыми оттенками облаков. Собаки, как им положено, похожи на хозяйку, а добыча играет второстепенную роль. В своих собственноручных записках Екатерина вспоминала: «Мы отправились в Ораниенбаум, где каждый божий день бывали на охоте и иногда проводили по тринадцати часов на лошади. Лето было однако довольно дождливое; помню, что однажды, когда я возвращалась домой вся промокшая, я встретила своего портного, который мне сказал: «Как вы себя отделали, не удивляюсь, что едва поспеваю шить амазонки и что у меня постоянно требуют новых». Я носила их только из шелкового камелота; от дождя они садились, от солнца выгорали, а следовательно, мне и нужны были все новые».



По поводу принадлежности этого портрета кисти Георга  Христофа Гроота сейчас существуют сомнения. А высокий профессионализм, с которым написаны морды собак и изображена битая дичь даёт Л.А. Маркиной возможность предполагать, что их мог написать брат портретиста, зверописец Иоганн Фридрих Гроот.

Любопытно, что в своих воспоминаниях Екатерина пишет о молодой и красивой вдовушке портретиста Гроота, которой пришлось выполнять весьма пикантное поручение, исходившее от Елизаветы Петровны, обеспокоенной тем, что великий князь Петр Федорович не спешит исполнять свои супружеские обязанности.

Портрет Петра III работы Ф. Рокотова можно увидеть неподалёку от молодой Екатерины.



Поскольку последние месяцы я время от времени занимаюсь наследием пейзажиста Фёдора Матвеева (1758 -  1826), мне было очень интересно увидеть его  величественный пейзаж с каскадами в окрестностях Рима, написанный в 1818 году.



Приятной была и встреча с небольшим полотном Максима Воробьева «Палермо. По дороге в Оливуцу. 1847». Эта дорога вела к вилле, на которой провела несколько месяцев по настоянию врачей  императрица Александра Федоровна Старшая с дочерью Ольгой Николаевной. Император Николай I прибыл с ними на Сицилию, но уехал в Россию раньше. Память о Сицилии должны были сохранить для царской семьи художники, среди которых оказался и руководитель пейзажного класса Академии художеств.  Максим Воробьев выполнил несколько живописных видов Палермо и создал альбом рисунков с окрестностями города.



Всегда интересно разглядывать старые виды города, с которым ты знакомишься. Вот вид на Нижегородский кремль в 1838 году Н. Чернецова:



А колокольный ряд на Нижегородской ярмарке запечатлел во время своего путешествия по Волге в 1861 году А. Боголюбов:





Нижний Новгород зимой мы видим на полотне К. Юона (1902):



Свой пост я так назвала, вспоминая работу над книгой «Русская провинция». Мы двадцать пять лет назад вместе с авторами Евгенией Ивановной Кириченко и Еленой Геннадьевной Щёболевой с упоением рылись в открытках из собрания отдела изобразительных материалов РГБ. Финальной точкой книги стал «Привет из Нижнего Новгорода»:



живопись, Россия, музеи

Previous post Next post
Up