о социальном мышлении

Jan 22, 2017 00:31



Оппозиционный блоггер пишет по поводу реакции охранителей на инагурацию Трампа в духе: "Нет, вы посмотрите, как они себя ведут! Ну разве возможно представить, что бы мы так себя вели? Разумеется, невозможно! Это и является объективным подтверждением того, что МЫ - не ОНИ. А вот мы... а вот они..."

Увы, соблазн съехать в подобный конвульсивный цикл ( Read more... )

социологики, критика коммуникативного разума, христианство

Leave a comment

russhatter January 21 2017, 20:27:26 UTC
И ведь вот что символично. Как только "их" припекло, так тут же "нас" назвали: "ватники"! (С названием поначалу даже избыточность случилась: "колорады" оказались невостребованными.)
Ну вот: а как "их" зовут - ... не то, чтобы неизвестно, как раз известно. Нет для них слова в языке...
Такие дела.

Reply

chur72 January 22 2017, 09:17:39 UTC
Ага, они всё-таки не такие как мы, да? ;-)

А относительно "ватников" и "колорадов", по-моему, нет никакой избыточности. Понятия пересекаются, но тенденция по частоте словоупотребления следующая: "Колорад" - тот кто воюет с революцьонной украинской армией, а "ватник" - тот кто сочувствует колорадом, или шире придерживается нерупожатых взглядов. Кстати, Шмелёвым было предложено более нейтральное понятие "реваншист" (между прочим, я считаю, что его попытка выйти из границ языка ненависти заслуживает уважения).

С обозначением противоположной стороны сложнее, как мне кажется, вот почему. Слова "ватник" и "колорад" были изобретены специально для обозначения группы. инакодействующих или инакомыслящих. А вот по отношению к противоположной стороне до сих пор применяются вполне сами по себе респектабельные слова "либерал", "оппозиционер", "интеллигент" либо производные от них ("либераст"). И недостаёт нейтрального термина (вроде шмелёвского "реваншиста" применительно к "ватникам")

Reply

russhatter January 22 2017, 11:33:41 UTC
Шмелёв - случай безнадёжный, бросьте Вы на него обращать внимание. Он просто дурак, и я не могу простить себе, сколько времени я потратил на выяснение этой простенькой заморочки.
Я всего навсего обратил внимание на явление, которое в определённом смысле объективно: язык сам решает, что называть, а что оставлять без названия. И не в нашей воле... Мне кажется, Вы тут ошибаетесь. Реваншисты, говорите? А почему бы не проще и яснее: фашисты? По мне - так подошло бы вполне... С учётом того, что на этой части суши это слово всегда несколько неправильно использовалось...

Reply

chur72 January 22 2017, 11:53:36 UTC
вам было бы приятно называться фашистом?)

нет, в любом случае не пойдёт, фашизм а)оценочный термин б)я учитываю закон Гудвина

Reply

russhatter January 22 2017, 12:07:22 UTC
Я не понимаю, как устроены мыслительные процессы у "них". Вы сами вот совершенно верно указали с чего начинается мышление об обществе: стоит только постараться один раз ощутить себя частью тутошнего общества - и ты уже однозначно "ватник". А "они" этому противостоят, и им нравится. А все, кто противостоит "ватникам" - по бинарной логике - "фашисты". Уж хотят они так себя называть или нет - кто не спрятался, я не виноват. Кстати: к тем, кто спрятался - ведь претензий никаких? В смысле: у "ватников"? Значит всё нормально. Как-то так...
Да: и бинарную логику не "мы" включали, это всего лишь ответка. "Мы"-то могём и без нее, но "они"-то куда денутся?...

Reply

chur72 January 22 2017, 12:13:26 UTC
Мне кажется, что "их" мыслительные процессы ничем не отличаются от наших. Если есть желание понять - понять можно. Обычно "их" не понимают те, кто на самом деле и не хочет понимать. И не хочут захотеть. Ну а что касается вопроса "кто первый начал"... ну, может, и они, это неважно по-моему. По-моему, это бессмысленный вопрос.

Reply

russhatter January 22 2017, 12:40:32 UTC
Нет, вопрос "кто первый начал" - никак не бессмысленный. Он просто не в логической, а в этической плоскости.
Что значит "вам было бы приятно называться фашистом"? - так меня же так и называют! Не вслух - мы же все люди воспитанные - а про себя. И я так же про себя называю кого-то из своих ближайших друзей. Всё это есть, оба обвинения в фашизме висят над поляной. И в любой момент могут озвучиться. И тогда - ... ну тогда "наши" победят, грубо и жёстко. Только это будет ужасная победа. Но вообще-то если всё проговорить явно, то "мы" выиграем, а "их" не станет.
Задача - в том, чтобы как-то "нам" не выиграть, а "им" - не проиграть. Тогда, может, пронесёт.

Reply

chur72 January 22 2017, 13:05:56 UTC
Мы, кажется, немного запутались) Реваншистами Шмелёв называет "нас", а не "их".

Что касается сути. Возможно, вы правы, а я неправ. Но основная мысль сабжевого поста состояла в том, что это абсолютно неважно, кто "наш", а кто "их", кто "первый начал", кто "второй", а кто присоединился к первым, потом что лично он первым не начинал.

А с заключительной фразой вашего комментария (если я правильно его понял) я согласен. Невозможно тут никого победить. И не нужно никого побеждать. Тогда никто не проиграет, а если кто-то кого-то победит, то проиграют все.

Reply

russhatter January 22 2017, 13:14:30 UTC
Реваншистами Шмелёв называет "нас", а не "их".
Я и говорю: он - кругленький дурачок. Совсем кругленький. Мозгов нет в принципе. Есть только чувство долга, но к мозгам не приделанное. И ведь куча подвигов-свершений за плечами, другой бы на его месте давно бы повесился... Извините, завёлся.

Победить - к сожалению, не только можно. Мы победили уже в начале 2014 года. Этически - это полная безоговорочная победа. Помните "Семь Самураев"? Вот так мы и победили. Только может нам повезёт, и обойдётся без повтора...

Reply


Leave a comment

Up