о социальном мышлении

Jan 22, 2017 00:31



Оппозиционный блоггер пишет по поводу реакции охранителей на инагурацию Трампа в духе: "Нет, вы посмотрите, как они себя ведут! Ну разве возможно представить, что бы мы так себя вели? Разумеется, невозможно! Это и является объективным подтверждением того, что МЫ - не ОНИ. А вот мы... а вот они..."

Увы, соблазн съехать в подобный конвульсивный цикл - с вечным и неутолённым поиском "объективных" подтверждений - слишком понятен, это общечеловеческий соблазн. И тем не менее, мне кажется, вот что здесь важно понять. Если человек поддался этому соблазну - это не значит, что стал "плохим" человеком. Это всего лишь значит, что всё, что он может сказать о своих оппонентах, уже неинтересно. Больше того, всё, что человек, отдавший себя этому соблазну, может сказать об обществе (а общество - это прежде всего другие) - неинтересно.

Основания для подобных делений иногда и в самом деле есть, но практически всегда не в таких пропорциях и не в таком количестве случаев, как это представляется человеку, отдавшегося чувству "а мы то не такие, как они". Ответственная социальная мысль в этот момент прекращается, а начинается область рефлексов, судорог и проецирования.

Мне, во всяком случае, всегда казалось, что мышление об обществе начинается с прямо противоположного жеста - с мысленного объединения с "ними". Это не согласие, не одобрение, это чисто интеллектуальная операция включения "они" в "мы", после выполнения которой любая мысль о "них" одновременно становится мыслью о "нас".


Переработанное сопротивление, которое приходится преодолевать идентифицируя себя с тем, что кажется тебе неприемлемым, даже чудовищным, как раз и выделяет энергию, толкающую человека к мышлению, заставляющую его мыслить.

UPD
И да, я считаю, что притча о мытаре и  "любите врагов своих" - об этом.

социологики, критика коммуникативного разума, христианство

Previous post Next post
Up