Норвегия с приключениями
- 20 -27 Июня 2009
- Киев - Сандефьорд - Одда - Восс - Берген - Осло - Сандефьорд - Киев
- 1 норвежская крона = 1.2 гривны.
- Бюджет - около 600 евро на человека
20.06.2009
Итак, прилетели в аэропорт Oslo - Sanderfjord - Torp, 100 км от собственно Контрольные смешные вопросы от погранцов - ваша дата рождения, где получали визу и т.п.
И вот, мы на свободе. Температура +16 и дождик - пока что Норвегия оправдывает ожидания.
Первым делом - ищем HolidayCars, у которого забронировали авто. Оказалось, что это виртуальный оператор, на самом деле - машина из Sixt. Отдаем права, покупаем лицензию на второго водителя, получаем ключи от "brand new" Hyundai i30w. Дизель, что нас очень обрадовало, и, как оказалось позже, не зря. Расход - 5.3 л на 100 км, и это при том, что дизель дешевле бензина, от 10 до 11 крон за литр.
Оставляем Марину с вещами, идем забирать с Асмом машину. А машинка-то ничего. Пробег 800 км, немаленький универсал, неплохо напичкан: магнитола МП3, два прикуривателя, подогрев сидений, всякие регулировки и прочий фарш. Сзади отвалившаяся крышечка от отверстия для буксировки. «I know» - ответил нам менеджер по телефону на нашу претензию.
ОК, значит первым делом прокладываем маршрут, ищем магазин для закупки газом и водой. Асм привыкает к машине, по пути читаем норвежские ПДД. Ограничение за городом - 80, в городе 50, не разгонишься. Допустимое превышение - 5 км/ч, полиция взяток не берет, везде камеры для фоткания нарушителей. Круговое движение - любимая штука норвежцев, чтобы не париться со светофорами. Тот, кто на круге - всегда главный (в отличие от Украины). На одном из первых кругов по этому поводу чуть не стукаем бимер. GPS показывает торговый центр в 5 км, и не обманывает. Припарковались как в Киеве - т.е. де попало. Пока Асм охает и ахает от всего, что видит (как будто в Европе не был :) - находим газовые баллоны, снимаем денег. И вот, мы готовы выдвинуться. По пути в Сандефьорде видим клевый памятник китобоям - город был одним из центров китового промысла.
Отстаем от графика часа на два. По плану - первая ночевка должна быть где-то в Кристиансанде.
Не помню, в какой момент, но, трезво оценив скорость передвижения по стране, решили забить на этот замечательный город без достопримечательностей, едем прямо на Ставангер.
Останавливаемся по пути несколько раз, поахать и поохать - дорога идет через предгорья, с кучей красивых видов, водопадов и прочих отвлекающих от дороги вещей. Первый раз в жизни видим знак «клубничка» - на небольшом лоточке продают клубнику и черешню.
Увидев неземной красоты вид на озеро с домиками, в очередной раз останавливаемся, чтобы размяться.
Дороги в Норвегии весьма узкие, часто без разметки и без обочины. Заезжаем практически к кому-то во двор. Подумалось, что где-то так может выглядеть Рай. Сосновый лес, прозрачные озера, много камней больших и маленьких, все поросшее мхом. Вода течет отовсюду, и отовсюду можно пить. И небо на севере не такое как у нас. Другие облака больше красок, другие закаты.
Одно из самых сильных впечатлений и неразгаданных нами загадок о Норвегии - отсутствие людей. Куча красивых домов с неземной природой. И вот, летом на выходных в них никого нет. Машины стоят рядом, моторные лодки - на приколе, заборов - нет, прицепы - во дворе. Если этим всем добром не пользуются летом на выходных - то зачем они вообще им?
Поскольку дело происходит 20 июня, ночи, по сути, нет, что сильно облегчает путешествие - не нужно стремиться найти место до конца светового дня, как в обычном походе в наших широтах. Ищем место. Заезжаем во всякие ответвления дороги. Но все не то. Заехали по полузаброшенной дорожке в лес - и тут слышим «потерян GPS сигнал» .Стало немного смешно и страшно. Назад метров 500 сдавали на задней передаче. Запах горелого сцепления стоял еще долго. В общем, обкатали машинку по полной. В конце концов, становимся на краю колхозного поля. Комары и мошки налетают сразу же. Асма покусали так, что до конца поездки на руки было страшно смотреть. Отойдя от лагеря по своим делам я понял почему - сразу за лесом было классическое болото… Времени и желания куда-либо перемещаться нет. Готовим супчик и чай, партейку в бридж и ложимся спать. Мы вдвоем - в машине, Асм в палатке. В машине конечно клево в том плане, что почти никакой подготовки - откинул сиденья и все. Но твердовато все же.
21.06.2009
Утром встали, набрали воду в туалете соседнего отельчика - никто ничего не спрашивал. Коммунизм. До поездки нам говорили, что 300 км в день на машине - предел, теперь убедились в этом сами. Переезды занимают ОЧЕНЬ много времени в Норвегии. Ограничения скорости, горные дороги, паромы, да и вообще много красивых мест, в которых грех не остановиться.
Туннели
Это что-то невероятное, очередная норвежская загадка - на 5 млн. человек - столько туннелей, до 27 км длиной. Причудливых форм, спирали, шпильки и т.д. Когда они это делают??
Короткая остановка возле красивого водопада - и дальше на Ставангер. Попадаем в дождик.
С дождями интересно - за один км можно несколько раз проехать по сухой или мокрой дороге. Перекус на берегу красивенного озера. Людей, как всегда, ни души, лодки, машины, дома стоят почти безлюдно.
После дождя решаем забить на Ставангер, и сразу ехать на
Prekestolen. Едем через перевал. Еще одно озеро по пути. Как может быть столько воды на такой высоте - очередная загадка. Красивое длинное озеро, обрамленное высоченными горами. И все это в тумане. Надо видеть.
По пути - очередная достопримечательность - старый каменный мост, занесенный в наследие ЮНЕСКО (наверняка, там 90% страны занесено). Около часа прыгаем по камням как дети. Учим Марину бороться со страхом ;)
Выезжаем к первому фьорду на пути. И первому парому. Пахнет морем, прохладно и величественно. Знакомимся с немецкой парой, у которых есть карта Норвегии (при всей моей любви к картам, карту одного района Норвегии за 160 крон покупать задавила жаба). Сочувствуем друг другу по поводу тяжелой дороги и цен. Даже для них все дорого…
Через минут 30 приплывает паромчик - 100 крон., 10 мин лету - и мы на том берегу. Приезжаем под
Prekestolen. Не смотря на протесты Чуда, бросаем машину вне дороги под знаком «стоянка запрещена». До самой скалы - 3.7 км вгору, 2 часа расчетного времени. Доходим за 1:15, по пути обгоняя группы поляков, иранцев, фоткаясь, обалдевая от красоты и величественности. Шестисотметровые пропасти, крутые скалы-стены, горы, покрытые снегом, водопады. Экстаз.
Сам Prekestolen сначала не сильно впечатляет. Пришли мы туда около 8 вечра, солнце была с другой стороны. Но, подходя, а точнее подползая к обрыву... Асм подошел на самый край и изобразил "нету большей красоты..." Крейзи.
Марину с конем оставляем внизу. Идем с Асмом на ближайшую вершину. Экстаз от пространства продолжается. По другую сторону от фьорда - архипелаг до горизонта, фьорды и закат.
Начинаем спуск. Купаюсь в озере по пути. Водичка бодрит. Спускаемся к машине к 11 вечера.
Сам собой сложилось правило: одну ночь ночуем сами, другую - в кемпинге.
Недалеко от Prekestolen - становимся на кемпинге. На ресепшине - никого. Предложение принять нашару душ и ехать дальше искать место, не проходит. Как оказалось, один из самых дорогих кемпингов, которые нам встречались. Почти 300 крон. Местечко правда, клевое - на берегу озера и мошек почти нету. Вокруг: десятки домов на колесах, трейлеров из Германии (в основном), также Нидерландов, Франции, Австрии.
22.06.2009
Подъем, Курс на Берген. По пути пополняем запасы воды, овощей и мороженного в супермаркете, заправляемся кофе. По пути - красивенный
водопад (два рукава, куча водной пыли). Остановка, перекус, фотосессия.
ДТП
Дороги, как уже упоминалось весьма узкие, часто без разметки, хотя покрытие почти везде очень хорошее. Веду машину, на меня летит бордовый VW транспортер. Поскольку справа - стена, торможу до полной остановки. Перевожу дух, готовлюсь ответить на вопросы пассажиров «что случилось». Краем глаза в зеркало заднего вида замечаю летящий в нас SAAB. Удар сзади, сдержанные маты. В ДТП попадать нам не в первой, в т.ч. за границей ;) Машину на ручник, выхожу. В СААБе - хлопец лет 20 с небольшим, который затем не сказал ни слова. Выбегает испуганная мама. Звоним в SIXT, говорят, что нужно составить протокол повреждения с подписью второго водителя. Делаем все как надо. Если не пострадали люди и машины на ходу - полиция не вызывается (У нас кстати, в правилах так же записано). Вокруг собирается группка сочувствующих норвежских мужичков, помогающих переводить. У нас - царапины на бампере, вмятина на крышке багажника. СААбу повезло меньше. Фоткаю место, на нервах едем дальше.
Останавливаемся в городке Odda. Переводим дух. Нужно отвлечься от мыслей об аварии. До парома еще 50 км. Проезжаем довольно быстро. Поражаюсь способности Асма засыпать в любое время, когда он не за рулем.
Перед паромом в очередной раз меняем план: вместо Бергена (120 км) решаем ехать в Voss (40 км). Оттуда с утра планируем ехать на экскурсию по фьордам (Norway in a Nutshell), что на 300 крон дешевле, чем из Бергена.
Прибыв в Восс, критично оценив скорость передвижения по Норвегии и количество оставшегося времени, понимаем, что до Maloy доехать если и получиться, то на пару часов, что совсем не радует. Звоню коучсерферу, чтобы узнать, есть ли к нему паром из Бергена (по суше больше 300 км, т.е. день пути). Оказалось, у него еще гости. И он просит нас приехать попозже. Фиг с тобой, золотая рыбка. В очередной раз меняем план, зато появляется куча свободного времени! А потратить его в Норвегии есть где…
В Воссе в это время - фестиваль экстремальных видов спорта. Куча подростков на все вкусы. Играем партейку в волейбол с норвежскими экстремалами. Ближайший кемпинг в черте города забит. Ехать искать место облом, становимся недалеко от кемпинга в лесочке (теоретически это запрещено). Рядом - пьющая много пива компания, и отливающая недалеко от нашего лагеря. К часу ночи компания валит и оставляет кучу мусора. С утра его уже не было.
Подумалось: Чисто там, где убирают быстрее, чем сорят.
Внизу тепло (до +20, наверное), а сверху - снег. Как у них это получается?
Кемпинговым туалетом пользоваться просто - нужно только дождаться, когда выйдет кто-то, кто зашел туда законно (ключ выдают один на палатку).
23.06.2009
С утра пораньше идем в информационный центр, берем билеты на экскурсию. Все по плану, и это не может не радовать. Приезжаем на вокзал, остаемся на платной парковке. Мою и Маринину карточку паркомат не принимает. Никаких людей на парковках нет. Забиваем платить, надеясь на то, что пронесет. Бумажки под дворниками заметили примерно через час после того, как уехали с парковки. 300 крон. Н-да, наш образ пофигистических норвежцев изменился не в лучшую сторону. Появляются страхи, что придут злобные норвежцы и что-то заставят платить.
Экскурсия
Садимся в автобус Восс - Гудванген. Умеют выбирать красивые дороги для экскурсий - сплошные водопады, речки с каякерами, обрывы и серпантины. Спускаемся по самой крутой в Норвегии дороге - чудеса от водителя автобуса - с десяток поворотов на 180 градусов, дорога шириной с автобус, уклон 18%, водопады по бокам.
Охаем и ахаем, спускаемся в долину - одна из самых красивых из то, что видели в Норвегии пока что. Гудвангер - село из 120 жителей. У каждого, судя по всему, отдельный дом. В Гудвангере - один из концов Сондефьорда - самого длинного в Норвегии. (200 км). Плавание на кораблике запоминается холодным ветром, кофе с коньяком и наглыми чайками, не боящимися вырывать хлеб из рук. Возможно, из-за пасмурной погоды, но фьорды с воды не сильно впечатлили, хотя красиво, безусловно. Маленькие древние, еще с викинговских времен, деревеньки по берегам без сухопутного сообщения с внешним миром.
Приплывам во Флом. Там уже стоит Costa Atlantica - один из двух океанских лайнеров, преследующих нас по пути. Немного шопимся во Фломе, садимся в поезд Фломской железной дороги. Ее строили 20 лет в начале-середине 20 века. 20 км, 13 туннелей, 800 метров подъема. Непередаваемой красоты пейзажи. Водопад посередине. Надо видеть и слышать и вдыхать.
Пересадка на еще один поезд - и мы опять в Воссе. Шесть вечера, выезжаем в Берген. По пути находим неплохой кемпинг в черте города. Запоминаем, едем дальше.
Парковки.
Говорят, что Берген - один из самых дождливых городов Европы. Мы как-то не заметили. Солнце лупило, почти как в Киеве, хотя температура, конечно, была пониже.
На въезде в центр - пункт с камерами, снимающий плату за въезд. 15 крон за легковой. Свернуть некуда. Проезжаем, матюкаемся, едем дальше. Долго ищем паркинг и пытаемся понять, как за него платить. Весь город утыкан знаками «стоянка запрещена», каждые 100 метров, все парковки, даже на улице - платные, и недешевые. В результате выезжаем из центра (деньги уже сняли), становимся в подворотню. Удивительно, но там парковка бесплатна. Каких-то полтора часа, и мы - пешеходы. Туалет на вокзале - 10 крон, зажрались. Уже готовы были заплатить, но не было монет по 10. Повезло, выходил мужик, дверку попридержали. Гуляем по Бергену, кшаем морские блюда в относительно недорогой кафешке, порекомендованной Lonely planet, однимаемся на фуникулере, наслаждаемся закатом, дооолго идем вниз пешком (ибо жаба задавила платить еще 35 крон за спуск). Уставшие, едем в кемпинг.
24.06.2009
С утречка - снова в центр, GPS глючит, покрутились по городу, запарковались на многоуровневом паркинге - 100 крон в день. По-божески.
Первая достопримечательность - рыбный рынок. К Чуду пристают продавцы рыбы, норвего-латиносы, по поводу ее кепочки с гербом Аргентины. Непонятно откуда их здесь столько в таких количествах. В связи с отменой планов поездки к коучсерферам освободилось два литра подарочного Немирова и большое желание его выгодно сбыть. После пары неудачных попыток находим нужно человека - Босса. Простой норвежский мужичок. Диалог примерно следующий:
- Excuse me, I was told you are the Boss
- maybe
- We have some spare vodka that we do not want to bring back to Ukraine..
- So…?
- May be we could change it to some fish?
- Maybe. May I see it?
Показываю водку.
- How much would it cost here?
- Well, about 200 NOK / liter
- OK, let’s make 300 for two
- Deal. Guys, please give these sirs whatever they want on 300 NOK. They have already paid…
Т.е. продаем трехевровые наборы почти за 200 грн каждый. Нелохая прибавка к пенсии :)
Турист! Отправляясь в скандинавские страны, не забудь водку и сигареты - окупишь полдороги.
Кстати говоря, английский знают почти все норвежцы, и почти все - идеально, с правильным британским акцентом. Возможно из-за близости языков. Еще одна почти что загадка.
Закупаемся всяческими деликатесами, включая мясо кита (китов почему-то жалко). Рассматриваем и пробуем неведомые сорта рыбы, икры и прочей морской твари. Гуляем по Bryggen - старому району Бергена. Обалдеваем от
яхты «А» скромного российского бизнесмена Мельниченко. Заходим в Бергенскую крепость. Проходим мимо назначенной на вечер постановки Евгения Онегина. Весьма приятный городок, типично портовый, со своим пафосом.
Завершаем день прогулочкой по набережной, забираем машину. По пути назад проезжаем понравившийся Восс, часа полтора лезем на красивый водопад возле Гудвангена, причем Марина и Асм - в шлепках :). Ужинаем в час ночи в Гудвангене, в котором еще вчера были с экскурсией. Людей - традиционно никого, стоят, разинув рот, паром и катер.
Вокруг - 12 водопадов (посчитано), каждый из которых был бы гордостью Украины (будь он у нас). Едем через туннель далее, ищем место для ночевки, находим его на берегу фьорда, приткнувшись между дорогой и водой, возле водопада, сразу за Фломом. Одно из самых красивых мест ночевок.
25.06.2009
Собственно говоря, уже начали возвращение в Осло, но с запасом в пару дней, чтобы потусить по пути. По рекомендации туристинфо, едем через Аурланд по так называемой «зимней дороге». Узкий крутой подъем с 0 до 1000 м. Не жалеем ни капли, что выбрали эту дорогу, а не туннель, вроде бы самый длинный то ли в Европе, то ли в Норвегии (27 км!). По пути перехватывающие дыхание виды.
Прощаемся с западными фьордами, поднимаем 1000 метров над морем на перевал - и, о боги, все в снегу! Бегаем по снегу, играем в снежки, дурачимся как дети. Едем по плато пару десятков километров. Чистейшие озера, снег и заснеженные пики.
Сажусь за руль. Асм, по обыкновению, засыпает. Едем по привычным уже серпантинам, через километров 150 понимаю, что долго не выдержу - сказывается недосып, да и дорога не из простых.
Делаем остановку на кофе, меняемся за рулем, едем дальше. Дорога не настолько красочна, как раньше, на побережье. Населенных пунктов мало, ограничение - в основном 80. Делаем перекус, съедаем черную икру (оказалась искусственная гадость). Довольно быстро выезжаем на относительную равнину. Сделали почти 400 км, приближаемся к Осло.
С третьей попытки находим устраивающий нас кемпинг, в восьми км от центра Осло. Кемпинговские нравы меняются - 6 минут удовольствия под душем хотят 10 крон. При этом жетончик включает подогрев воды. Несмотря на режим экономии, останавливаемся в кемпинге на берегу озера. Вообще говоря, дикарем стать там не особо где есть, хотя при желании можно. На ресепшине традиционно никого (уже 9 вечера), но затем хозяйка пришла сбить с нас деньги сама. Поскольку крон у нас уже не было, откупились еврами. Норвежка лет 50 сказала что продает это место, и не хочет больше сюда инвестировать, поэтому карточки не принимает. Героически моюсь под холодной водой. Асм спит "просто неба", по поводу чего его всю ночь снова кусают.
26.06.2009
Собираемся на взятие осла. Т.е. Осло. Наученные горьким опытом Бергена, решаем найти парковку сразу. После недолгих споров, постановили сначала заехать в туристинфо, и все как следует разузнать. Припарковались на временной парковке под вокзалом. Медлительность норвежцев и гостей страны весьма раздражает, особенно когда времени мало и ты стоишь в очереди перед тупящими туристами. Вот, загорается наш заветный номерок на табло. Берем кучу макулатуры, узнаем ТОП-10 мест, которые надо увидеть, покупаем Oslo-pass, который дает право на шаровую парковку (но только на муниципальных стоянках), бесплатный проезд в общественном транспорте (включая катера), и доступ в музеи. При это четкого критерия как отличить муниципальную стоянку от частной, не получаем. На муниципалной, вроде бы, должен быть герб города. Первым делом решаем ехать в музей Мюнка. Наученные горьким опытом Бергена, долго пытаемся понять, где нам можно стоять и не платить. После часа поиска парковки, все-таки платим дял надежности за час возле музея 15 крон. Музей весьма неплох, хотя оригинала
"Крика" там нет. Очень эмоциональный экспрессионизм.
Едем на большую муниципальную парковку, и вперед, в пешее путешествие к музеям. Почти нашару катаемся на катере (билетный автомат не работал, кеша, чтобы заплатить на борту - почти не было). 36 крон один билетик, однако!
Очень симпатичный музей мореплавания, много чего можно трогать, лазить везде и т.д. Другой музей -
Фрам - аналог стокгольмской
"Вазы". Корабль, на котором Амундсен плыл к южному полюсу. Очень интересная экспозиция, можно залазить на корабль, много артефактов и истории.
После музеев гуляем по
Vigeland парку со оригиналными скульптурами, изображающие жизненные сцены из обнаженных людей. Все из камня и бронзы, но формы тела переданы безупречно.
В Осле - весьма оригинальная модерновая опера.
Сам город Осло практически не запоминается. Он как бы размазан по окружающим островам и холмам. Самое высокое здание - отель "Редиссон", всего этажей 15. В городе нет никакой доминанты, и конкретного исторического центра. Просто уютные скандинавские домики разных стилей и эпох. Но музеи, безусловно, стоят посещения. Что мне еще запомнилось - оживленное морское движение, океанские лайнеры. Порт все же не маленький и интересный.
По поводу выпавешго на голову солнца ословчане (ословцы? ослинцы?) вываливают на все доступные газоны, барбекюшничают и загорают.
Прощаемся со столицей Норвежского Королевства к 10 вечера. Прямо под центром города - спиральный туннель, выезжаем на трассу. Асм не замечает разделительной полосы с бровками. Весело перелетаем через нее. Машина вроде цела, не считая вмятин в колпаке. Едем около 100 км по направлению к Сандфьорду по единственной дороге, где ограничение аж 100 км/ч. За 15 километров до аэропорта съезжаем с магистрали, ищем место для ночевки. GPS показывает по пути озеро - пытаемся пробиться к нему - все застроено / засеяно. Сдаем назад, дальше едем к фьорду. Поскольку отъехали немного на юг, в 12 ночи уже заметно темнее, но, конечно, не ночь в нашем понимании.
Выезжаем на берег фьорда, спать охота, а тут все застроено, и яхты понаставлены. Упираемся в тупик, развернуться негде, сдаем назад. Тут происходит кульминация наших приключений. Сдавая назад, выехали на пляж, машина быстренько села на пузо, с наклоном назад. По обильным матам Асма понимаем, что дело плохо. В голове крутятся мысли о том, куда идти звать на помощь, и во сколько нам обойдется эвакуатор. Да, и за что нам такой подарок в последнюю ночь. Но, поскольку все живы и времени - целая ночь, то, не поддаваясь панике, решаем выбираться. На наше счастье, в комплекте нашелся домкрат, и доски недалеко на свалке. Взбодрились.
Через полтора часа поддомкрачивания и пихания досок под колеса выползли на 1 метр, но до твердой дороги - еще чуть-чуть. Закопались снова. На этот раз решили сделать все капитально - поднять машину, выровнять землю, подложить хорошие доски. И тут Асм подает гениальную идею - вытолкать машинку руками, не заводя. Вообще говоря, идея реальная, если б у нас было на одного мужика больше. Мат стоял по всей округе, но вытолкать так и не смогли, хоть и были близки. Расслабились на секунду, не поставили ручник - машина покатилась назад, но слава богу удержали. Из воды бегемота мы бы точно не вытащили. Тем не менее, полтора часа работы насмарку. Начинаем заново… в конце концов, через три часа, с помощью домкрата, досок и матов машина на свободе! На радостях искупались в озере, которое оказалось фьордом с соленой водой, морскими звездами и крабами. Поражаемся фауне - креветки, крабы, звезды, лебеди, ночью вроде и лоси ходили… Температура воды и воздуха - примерно одинаковы, 18 градусов. Давно не припомню, чтобы было так комфортно заходить и выходить из воды.
Загадка номер Н - на наши трехчасовые крики, стуки, маты среди ночи - не вышел НИКТО, хотя прямо в доме рядом была целая семья. Загадочные норвеги.
Ложимся спать прямо на траве, оставив на воздухе только рот, чтобы не быть искусанными снова.
27.06.2009
Проснулись, потихоньку собираемся. На вопросительное «Hello?» от немолодой хозяйки пирса Асм вроде бы отбивается на своем техническом английском.
Долго собираемся, выезжаем в аэропорт, который находится, как оказалось, совсем рядом. Великий оптимизатор Асм толкает идею сдать пластиковые бутылки и поиметь с норвегов 7 крон за все наши страдания. Едем в город, я режу палец при выбросе мусора, с трудом заправляемся на двух заправках, чуть не попадаем еще в одно ДТП, GPS глючит, уводит нас в другую сторону, но мы таки удачно прибываем в аэропорт и сдаем машину. Тут пора бы расслабиться, но бардак оказывается - ну суть наше явление. Из-за огромных очередей на чекине и паспортном контроле, самолет задерживается минут на 40, из-за чего пришлось также понервничать, но без нас не улетели.
Итого: 8 дней, 1700 км пробега, 4Гб фоток, немного нервов и море впечатлений.
created by
picasa2html.com