Православный анализ "Мухи Цокотухи". Вынос мозга.

Apr 04, 2013 00:14

Продолжаю восстанавливать самые ценные посты Кирилла Кузьмина

Пройдясь задорным глазом по историям Винни Пуха и Урфина Джуса, закончим цирк, и сделаем из мухи - слона на радость публике.


Автора текста "ЦОКОТУХА: САТАНИНСКАЯ ЭНТОМОЛОГИЯ" я знал когда-то лично.

В конце 90-ых шедевр был создан послушником Кириллом Итченко из монастыря "Оптина Пустынь". В дальнейшем он принял постриг с именем с именем Гурий и я потерял его след, что естественно, учитывая мои убеждения.

Временами я и сам перечитываю его труд и удивляюсь, как ЭТО и в ТАКОМ объеме вызрело под рясой православного послушника.

Итак, читаем и восхищаемся разумом человеческим, любуюясь на окрестности мест, вдохновивших инока на сей детальный труд.

"Наверное, нет такого советского ребёнка, который не познакомился бы с этой сказкой. Причём знакомство было столь близкое, что несколько строк (обычно первые шесть-восемь) накрепко врезались в детскую память, как некая несмываемая печать. Что же начертано на этой печати? Настоящее исследование представляет попытку ответа на сей вопрос.

1.
Анализ сказки начнём с того, что рассмотрим множество персонажей, структуру этого множества и изменение её в ходе развития сюжета.


Сюжет построен вокруг конфликта двух чётко разделённых сторон. С одной стороны - единственный персонаж: Паук. С другой - все остальные, назовём их: “собрание гостей”. Это “собрание гостей” разбивается на две группы. В первую включаются персонажи - одиночные особи. Их имена пишутся в тексте с большой буквы, и поэтому можно сказать, что эти персонажи имеют собственные имена. Вот первая группа персонажей:

1.Муха
2.Комар
3.Пчела
4.Бабочка
5.Кузнечик
6.Клоп
7.Муравей-с-Муравьихою

Итого семь персонажей в 1-ой группе.

Во вторую группу включаются персонажи - совокупности однородных существ. Названия этих персонажей имеют грамматическую форму множественного числа, но действуют они так же как единичные особи. Их имена - пишутся с маленькой буквы. Вот эта вторая группа:



1.тараканы
2.букашки
3.блошки
4.жуки
5.червяки
6.козявки
7.светляки
8.сороконожки
9.мотыльки
10.бабочки

Итого десять персонажей во 2-ой группе.

Итак, мы видим, что “собрание гостей” имеет семь, скажем так, “голов”, снабженных собственными именами; а остальных персонажей не больше и не меньше, а - ровно десять.

Теперь, для осмысления этой структуры, мы предлагаем несколько цитат:

…И другое знамение явилось на небе: вот большой красный дракон с семью головами и десятью рогами (…), великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною (Откр, 12: 3-9).

…И стал я на песке морском и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные(Откр,13:1).

…И я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами (Откр,17:3).

Вернемся опять к сказке Чуковского. Рассмотрим более подробно действия персонажей “семёрки” в ходе развития конфликта.

“Семёрка”, а вместе с ней и всё “собрание гостей”, имеет председателя - Муху. Её мы и интерпретируем, как “жену, сидящую на звере с семью головами и десятью рогами”. Кто из всего “собрания гостей”, из всей семёрки, терпит явный ущерб в конфликте? Это - Муха, единственный “пострадавший” персонаж. И вот, для сравнения, цитата, в которой говорится о звере, выходящем из моря:

…И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела (Откр, 13:3).

И действительно, Муха “как бы” получает смертельную рану, потому что вскоре уже весело пляшет с Комаром.

Далее. Сказка делится на три части. Первая - строки 1-28, вторая - строки 29-68, третья - строки с 69 и до конца. Как располагаются персонажи “семёрки” во второй части, в которой главным действующим персонажем является Паук? Располагаются они следующим образом: Муха - действующее лицо, Комар - ещё не появился. Остальные пятеро - “испугалися, разбежалися”. И вот, для сравнения, цитата:

Семь голов - суть семь царей, из которых пять - пали, один - есть, а другой - ещё не пришёл, и когда придёт - недолго ему быть (Откр, 17:10).

И ещё: “гости” собираются в первой части сказки, разбегаются во второй, и вновь собираются в третьей.

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны …(Откр, 17:8).

Теперь посчитаем число строк второй части сказки, где главным действующим лицом является Паук. Это число - 40, число явно не случайное, напротив того: имеющее вполне определенное - сакральное - значение.
{C}



{C}
Дальнейшее продолжение истории кудряво и опасно для психики.

ЗЫ: В связи с тем что текст очень длинный - дальнейшее буду располагать поочередно в комментах:

газета_частного_лица, дети, религия

Previous post Next post
Up