Фриланс vs Офис (для работника)

Dec 17, 2010 18:04

Написать топик сподвигла статья в Коммерсанте о том, что фриланс приносит вдвое больше средней з/п в РФ.
Я готов оспорить это заявление и наполнить статью суровыми реалиями. Откуда мне знать, как обстоит дело на самом деле, спросит любознательный читатель. Отвечаю: около 5-ти лет я работал фрилансером, после чего в компании, которой скоро будет 2 года (Студия Олега Чулакова). Работаю в офисе, соответственно. Поэтому я могу провести беспристрастное сравнение. Мою статью прошу воспринимать, как иную точку зрения на один вопрос.

1. Исследования
Проводились сайтом Free-lance.ru среди самих фрилансеров. Естественно, Free-lance.ru будет пиарить фриланс, отсюда и тон статьи. Я не уверен в том, что 100% фрилансеров при опросе назвали свою настоящую з/п, а не завысили ее. Да, в этом нет особого смысла, поэтому будем считать, что погрешность, действительно, пренебрежительно мала.

2. Заработные платы и что за ними стоит
За месяц офисный работник зарабатывает по данным Росстата 20,8 тыс. руб. Давайте не будем скрываться за сухими цифрами. Что значит эта работа и что говорят нам эти 20,8 тыс. руб.?
Это работа 8 часов в сутки. Этот человек может взять больничный, он может совершенно спокойно спланировать свой отпуск, получить отпускные, компания платит за него налоги, обеспечивая ему пенсию. После 8 часов труда он возвращается домой и отвлекается, отдыхает от работы. После работы он может пойти на тренировку, может провести время с семьей, не обсуждаю работу и т. д. Человек работает 8 часов и получает 20,8 тыс. руб. (по данным Росстата).
Фрилансер зарабатывает в месяц 44 тыс. руб. (по данным Free-lance.ru). Что же скрывается под этими цифрами?
Это работа 24 часа в сутки. Ты уже сказал себе: пожалуй, на сегодня хватит. Но вдруг тебе звонит клиент и просит срочно внести правки. Есть 2 решения этой проблемы:
1. Бросить все (прогулку, тренировку, ужин, поход в кино и пр.) и внести правки.
2. Заняться тем, чем запланировал и не вносить правки.

А теперь давайте посмотрим внимательнее, что же происходит в обоих случаях.
Многие фрилансеры заняты проектами практически круглосуточно. Именно этим объясняется величина их гонораров: компании выгоднее отдать какой-либо проект удаленному исполнителю, который все сделает быстро и профессионально, чем нанимать сотрудника в штат
- объясняет популярность удаленной работы не только среди самих фрилансеров, но и крупных работодателей основатель Free-lance.ru Василий Воропаев.

Высокие гонорары, зарабатывают только те, кто работают 24/7. Это адъ друзья мои, я хорошо знаю о чем говорю. Понятное дело, компаниям удобно подчас работать с фрилансерами, мы тоже с ними работаем. Мы можем дать задачу на ночь и требовать на утро выполненный результат, ведь такие сроки были обговорены по условию нашего договора (договоры мы заключаем заранее бумажные).
А те фрилансеры, которые жестко установили себе рабочее время в объеме 8 часов, будут зарабатывать меньше офисных работников в хороших компаниях, потому что за эти 8 часов они должны кроме разработки, потратить еще половину своего времени на переговоры (фрилансеры одновременно являются менеджерами и разработчиками).

3. Управление проектами и общение с клиентами
Кроме того, в статье ничего не говорится о том, что такое общение с клиентами, когда этим занимается дизайнер или программист, а не менеджер. Да какая разница, кто общается с клиентом, спросит наивный читатель? Одна ебется - другая дразнится. Вот примерно такая разница и в наличии / отсутствии делегирования полномочий менеджера.
1. Если дизайнер является одновременно менеджером. Тот момент, что половину своего рабочего времени он должен общаться с клиентами мы даже не затрагиваем. Это всем понятно. Что происходит, когда попадается капризный клиент, который вносит множество правок? Ситуация опять разветвляется на 2 части:
1.1. Капризный клиент все время требует, а платит копейки. Такой клиент только тратит нервы фрилансеру, и толку от него мало. Он вносит 10-ю правку, фрилансер бесится, вносит 20-ю правку, фрилансер негодует, вносит 30-ю правку, фрилансер молит Господа о том, когда же, блять, закончится, вся эта ебаная "фриланс-свобода", о Боги! И, в итоге, толку от такого заказчика никакого, заплатил копейки.
1.2. Капризный клиент много требует и хорошо платит за свои капризы. Это самый интересный случай. Сколько бы ни платил этот заказчик, своими бесконечными капризами он доводит рано или позно фрилансера до состояния "сдохнисукаблятьнахуй!!!". Почему? Да потому что все правки требуют время, а сумма оговорена изначально. Время идет, а сумма дохода от этого проекта не увеличивается. До начала проекта, фрилансер думал: ух, блять, как мне повезло, много денег платит. В середине проекта он начинает убеждать себя в том, что эти деньги стояли сложной и заебистой работы. Вконце проекта, он говорит себе: да пошел он нахуй со своими деньгами, заебал уже, сука. Потому что все правки вносит этот менеджер-дизайнер и он же общается.
Со стороны клиента, чем больше правок он вносит, тем общение с фрилансером становится для него труднее. Он ничего плохого не хочет сделать этому бедолаге, он хорошо платит и требует результат в том виде, который ему нужен, вот и все. Заказчик не понимает, чем он провинился и почему отношение к нему меняется в ходе проекта. И заказчик прав на 100%, он ни в чем не виноват. он хорошо платит и требует.

2. Если менеджером работает один человек, а другой является дизайнером. Плюс к этому арт-директор следит за качеством внутри компании. Причем дизайнер работает за з/п и его не сильно волнует количество проектов, его волнует качество, как и арт-директора (так устроено в нашей компании).
Получается, что самый капризный клиент никак не влияет на настроение дизайнера, работающего в офисе. Все переговоры всегда спокойно и приятно для клиента ведет менеджер. Дизайнер делают свою работу, за которую получит з/п в конце месяца (с авансом в середине месяца), арт-директор следит за качеством. Все довольны: и клиент, и сотрудники офиса компании разработчика.

Вот такая большая разница, ребятишки.

4. Режим работы
Фрилансер, который достаточно хорошо зарабатывает ведет следующий образ жизни: проснулся, поработал (прошло часов 14), лег спать. И так каждый день. На выходных иногда меньше работы, иногда больше.

5. Отпуск
Не оплачивается у фрилансера, оплачивается у работника офиса. Офисный работник может легко запланировать даты поездки, купить билеты и спокойно отдыхать. Фрилансер, который зарабатывает более-менее нормальные деньги прикован к текущим проектам. Чтобы их прервать, надо месяца за 2 начинать задумываться об отпуске, меньше брать работы, меньше зарабатывать и свести к нулю плавно число проектов перед отпуском. Это просто звучит, но на деле это все непросто. Отказываться от проектов и денег всегда непросто. Вот и получается, что некоторые фрилансеры годами сидят и пашут дома.

Вывод
Если фрилансер будет работать, как белый человек, 8 часов в сутки, то он не будет зарабатывать больше офисного брата в хорошей компании. Но у него будет гарантированно больше головной боли, будут худшие условия труда.
Фриланс - это утопия. Тут нет никакой свободы, нет времени, нет выбора, нет отдыха. Он подходит начинающим работникам, чтобы они все ощутили на себе, научились чему-нибудь и пошли потом работать в хорошую компанию с достойной з/п и условиями труда.
Напоследок, я хочу сказать, не верьте пропаганде и рассуждайте трезво, без эмоций при выборе своего пути развития )

P. S. А фрилансерам хватит уже читать статьи, солнце еще высоко!

офис, работа, ад, фриланс

Previous post Next post
Up