Apr 13, 2011 19:26
К.И.Чуковский - С.М.Алянскому
1966 г., 31 июля
31 июля 1966
Дорогой Самуил Миронович!
«Путаница» - для иллюстратора трудная книга. Художница справилась со своей задачей хорошо. Некоторые страницы изящны и даже музыкальны. Видно, что у художницы хорошая школа*.
Но две страницы нужно переделать целиком. Обе они изображают пожар моря. Загорелось море не условное, не стилизованное, а самое настоящее, синее. Мне представляется, что на том листе, где кит, нужно перестроить весь рисунок.
<рисунок>
Здесь нужна энергия, нужен динамизм, и художнице нужно бороться со своим тяготением к статичности. Ее рисунки все статичны - но те, что на стр. 7 и 8 приближаются к натюрморту. Загоревшееся море это катастрофа, гибель для всех рыб, и передать эту катастрофичность нельзя, изображая застылого кита и застылого крокодила. Крокодил должен быть в пожарной каске, с кишкой в руке, из этой кишки и должны бить струей грибы и блины. На 8-й стр. очень неотчетлив бочонок. И еще: на стр. 5 дан срисованный с натуры «заинька». У меня заинька сказочный, он активно вмешивается в ту суматоху, которая происходит вокруг, он читает наставление разбушевавшимся зверям и отделаться его «фотографией» нельзя. Вообще в книге большое влияние Вл. Лебедева, который умел нарисовать любую вещь, но не взаимодействие вещей между собой.
Если всмотреться в работу этой художницы, видно ее ловкое уклонение от иллюстрирования книги. Моя сказка вся динамична, а ее иллюстрации - ряд удачных или неудачных «фото-снимков» с разных животных, находящихся в полном покое. Чарушинско-лебедевская манера.
Конечно, на 2, 6, 7, 8 стр. море должно быть синее, огонь красным.
На стр. 6-й плакат «кошка» должен быть меньше. Рисовать солнце с глазами и носом не нужно.
И вообще, если эта художница хочет стать иллюстратором детских книг, ей нужно преодолеть анемичность, вялость воображения. Нужно давать не портреты людей и животных, а взаимоотношения людей и животных. Иначе ее иллюстрации будут приближаться к натюрмортам, музейным экспонатам, иногда к рукоделиям.
В данном случае все зависит от того, удастся ли ей избавиться от тех ошибок, которые я отметил на стр. 5, 7 и 8. Да и то останется коллекция зверей и зверьков, обмотанных цветочком.
_____
«Мойдодыр»**. Композиции на стр. 24-25, 14-15 превосходны.
Очень хорош мальчуган, хотя ему следовало бы вначале быть более грязным. Беда начинается с 9-й стр. Мойдодыр - герой всей книжки, здесь - невыразителен, бледен. Во 1-х, он должен быть выше ростом. Во вторых, незачем его модернизировать. В 3-х, он должен быть страшен. Пусть это будет обыкновенный умывальник, все детали которого должны быть расположены так, чтобы выражать гнев. Здесь могут быть и губки и мочалки и щетки, но конечно, не нужно <рисунок> вот этих штуковин. Стр. 11 - сплошное недоразумение. (У Анненкова это прелестно.) Это должны быть боевые фантастические умывальники - каратели, палачи -
И залают, и завоют,
а здесь магазин умывальников. Не сказка, а каталог. Это губит 12 и 18 и 20 страницы. Они совершают побег, они в движении, а здесь опять-таки мертвая статика.
_____
«Тараканище»***. Первые четыре страницы не вызывают возражений. Хотелось бы, чтобы все звери перед встречей с «Тараканищем» были веселее, резвее, легкомысленнее. Лев мог бы улыбаться, медвежонок тоже. Слова «пряники жуют», «едут и смеются» совершенно пренебрежены художником. Стр. 6-7 - плохо скомпанованы. Некрасивы. И куда девались их велосипеды, автомобили, шарики? 8-9 тоже не находка. Тут война, боевой эпизод, и нарисовать трех крокодилов на фоне кита - это значит уклониться от темы. 10-11 стр. тоже тяжеловаты. Отнято у книги то место, где нужно было изобразить основное:
И сидят и дрожат под кусточками
За болотными прячутся кочками.
Стр. 12-13-я говорю о пещерах, художник рисует дома. Против этого я не возражаю. Может выйти эффектно. Совсем плоха кунгуру. Сделать бы ее вчетверо меньше (стр. 14). Остальное до самого конца гораздо лучше.
Но обложка не найдена. Сталина нужно убрать****.
Ни один из этих художников не умеет распорядиться пространством. Художник Сюи (американец) умудрился на одной странице нарисовать до ста персонажей, у его рисунков большие горизонты. Таков же был Рэкхем. Таков же Колдекотт*****. Пространством в некоторой мере владеет иллюстратор «Мойдодыра». У художницы нет пространства даже в изображении горящего моря; у художника, иллюстрирующего «Тараканище», - стр. 6-7 оттого и уродливы, что он не владеет искусством распределять предметы в пространстве.
Ваш К.Чуковский
По поводу «Тараканища» возникает вопрос: стоит ли отменять плохое ради худшего******. Во всяком случае, интересно бы посмотреть, как художник справится с 6-7 стр. - и с 14*******.
* Рисунки к «Путанице» делала Франческа Альфредовна Ярбусова (род. в 1942 г). В 1967 г. окончила ВГИК как художник кино. Работает в мультипликации, художник всех мультфильмов Ю.Норштейна. Лауреат Государственной премии СССР.
** Художник Евгений Алексеевич Мешков. См. о нем примеч. 2 к письму 25.
*** Художник Виктор (Виталий) Дмитриевич Пивоваров. См. о нем там же. Впоследствии оформил многие сказки Чуковского.
**** То есть Таракана, напоминавшего усатого вождя.
***** Имеется в виду Доктор Сьюз (Dr. Seuss, псевдоним Теодора Сьюза Гейзеля; 1904-1991) - американский писатель. Написал свыше 40 книг для детей, многие из которых сам же иллюстрировал. Коллекция книг с его рисунками, собранная Корнеем Ивановичем, сейчас хранится в Доме-музее К.И.Чуковского в Переделкине. В письме названы также английские художники Артур Рэкхем (Arthur Rackham; 1867-1939) и Рэндольф Кальдекотт, или Колдекотт (Randolph Caldecott; 1846-1886) - классики оформления детских книг.
****** К тому времени «Тараканище» ежегодно выходил в Детгизе с иллюстрациями А.Каневского. При этом существовали цветные рисунки В.Конашевича, которые были сделаны в 1953-1954 гг. и печатались в 1950-х в отдельных изданиях сказки, а в 1960-х - в сборнике «Сказки».
******* Просмотр выпущенных книг показывает, что за небольшими исключениями (море у Ф.Ярбусовой загорелось, в «Тараканище» животные жуют пряники) многие замечания К.И.Чуковского остались неучтенными.
"Путаница",
художник Рэкхем,
художник Мешков Е.,
писатель и художник Сьюз,
художник Лебедев В.,
издатель и худред Алянский С.,
"ТАРАКАНИЩЕ",
1960-е,
художник Ярбусова Ф.,
художник Кальдекотт,
"МОЙДОДЫР",
художник Пивоваров В.,
Письма К. Чуковского