26 января - первый полёт "Ильи Муромца"

Jan 26, 2015 21:28




12/26 января 1914 года первый полёт совершил "Илья Муромец" (С-22) - крупнейший на тот момент в мире четырёхмоторный самолёт, установивший сразу несолько авиационных рекордов (по грузоподъёмности, числу пассажиров, продолжительности и скорости полёта).
Разработан под руководством И.И. Сикорского на "Руссо-Балте" (том самом, который и первые русские автомобили производил). По сути представлял собой глубокую мофикацию "Русского витязя" (С-21), первого в мире четырёхмоторного самолёта, положившего начало тяжёлой авиации. Тот появился на полгода раньше - именно как пилотный проект:




"Родовые пятна" "Витязя" в "Илье" уже не просматривлись - его кабина уже не так сильно похожа на железнодорожный вагон (производством которых "Руссо-Балт", собственно, исходно и занимался, так что удивляться особо нечему). Это был уже нормальный самолёт, даром что биплан. Он и по меркам 20-х гг. смотрелся пристойно, а в качестве самолёта для малой пассажирской авиации, подозреваю, и сейчас бы применение нашёл (крупноват только).
Сделан из дерева, имел 4 стосильных мотора. В первом полёте "Илья Муромец" поднял полезную нагрузку в 1100 кг, почти вдвое превысив предыдущий авиарекорд. Пилотировал своё детище сам Сикорский. В феврале - новый рекорд: 1290 кг (16 человек и собака). В июне - беспосадочный полёт 6 часов 33 минуты (тоже рекорд). Дальше - перелёт "Санкт-Петербург - Киев" с одной посадкой (просто фантастика по тем временам).

В Первую Мировую войну "Илья Муромец", разумеется, становится тяжёлым бомбардировщиком. Он несёт 400-500 кг бомб (в зависимости от модификации) и несколько пулемётов (от 2 до 6). Едва ли можно сказать, что самолёты этого типа так уж сильно влияли на ход военных действий - но, собственно, то же самое можно сказать и про всю тогдашнюю авиацию. На общем фоне это, несомненно, была воистину грозная машина. Честно говоря, даже трудно поверить, что её разработали так рано...
Разумееется, у таких прорывных проектов всегда основная причина аварийности - технические неполадки и разнообразне несчастные случаи. Из 80 выпущенных "муромцев" около 20 были потеряны по этим причинам. А вот истребители противника за всю войну сумели завалить лишь одну машину: тот "Илья Муромец" попал под удар 20 истребителей одновременно. Ещё 3 были повреждены, и ещё 2 - сбиты артиллерией ПВО.
Летали они, кстати, не очень высоко - потолок до 3.5 км (по тем временам - и это много), рекорд - 5200 м.

Выпускались "муромцы" до 1918-го, применялись в Гражданскую - советскими войсками против белополяков и Врангеля. Последние из этих машин, практически полностью выработавшие ресурс, заканчивали свой век на линии пассажирских авиаперевозок "Москва - Харьков".
Один экземлпяр (ближе к макету, конечно, но ездить ещё может) и сейчас находится в Музее ВВС.

Сикорский, как известно, в последствии эмигрировал в США (вертолёты, все дела). "Руссо-Балт" же продолжил специализироваться на суперхайтеке, превратившись со временем в НПО имени Хруничева.

Из странного: много вы видели самолётов с открытой прогулочной палубой???



история, Илья Муромец, авиация, ежедневник, наука и техника, Россия

Previous post Next post
Up