Продолжу здесь унылое описание моего унылого кашмирского сидения в начале мая прошлого года. Смысла по-прежнему в этих буквах немного, но кой-какая информация предполагается. А то прокатил на рынок, отведали репки...
Знающие Кашмир граждане удивятся, мол, и чего ты там приклеил задницу к хаусботу, ехал бы обозревал окрестности, Гульмарг там, Пахальгам, или садики шринагарские - вывесишь в журнале пяток пейзажиков кашмирских, найдёшь сочуствие и понимание. Знающие меня граждане замахали бы в ответ руками - да ну его, это же чукча. Ему подавай шевеление человеческое и копошение, деятельность какую-нибудь, общение... А к красотам земным он глух, нем, чёрств и груб сердцем и печенью.
Неправда. Нет, здесь только один стакан правды. На самом деле я пушист, лёгок и приятен, как майский ветерок. Ну или как норковая шубка за тридцать три тыщи баксов...))
Ну скажите, какие могут быть пейзажи, когда за окном тебя ждёт весь дождик Индии? Когда впереди тебя ждёт могучий широкоплечий Ладак, пейзажи которого просто закрывают мозги в способности описывать кашмирский парадайз?.. Когда рождены на белый виртуальный свет уже
вот такие вот пахальгамы Маши, как и зачем снимать пейзажики? Зачем поднимать однажды кем-то поднятое?
В это утро Ханифу деваться было некуда. Загнанный в угол требованиями показать мне в этой дыре хоть что-нибудь, он ждал своего брата Самира, кутаясь в федору и тоскливо глядя в мутный горизонт.
Горизонт не обещал Ханифу ничего приятного, спрятав от него даже вершину 300-метрового холма с индуистским храмом на верху.
Зато Ханиф уже успел наобещать мне и стрижку овец, и цветение шафрана с тюльпанами, и посадку риса и ещё много чего захватывающего... Но оказалось, что овцы бастуют вместе с парикмахерами, шафран с тюльпанами никогда не цветёт одновременно, а рис уже посажен и выращен.
Самир повёз нас на фабрики. На гуталиновые. Кто знает, чем ещё знаменит Кашмир, кроме шафрана, исламского радикализма, гашиша и горнолыжных склонов? Правильно, пальто и коврами. Ковры бывают кашмирскими, а пальто кашемировыми. И да и нет. Нет, потому что ткань, идущая на одежду, здесь называется по-разному и название зависит от качества. Это может быть пашмина или шахтуш, но не кашЕмир. Да, потому что и то, и другое и третье производится здесь, на фабриках Кашмира.
При слове "фабрика" у меня у самого всегда появляется желание зевнуть и перевернуть страницу. Местная же частная фабрика по производству пашмины оказалась двухэтажным кирпичным коттеджем, срисованным с какого-нибудь дальнего подмосковья. Здесь я был усажен, естественно, на пол, перед самоваром и чашкой кавы и посвящён в секреты. Этот человек, хозяин всего, пожаловавшись на судьбу и забастовку для начала, затем подробно всё разболтал.
Я не буду столь же подробен. Иначе это будет отсюда и до семи вечера.
Производство полное, начиная от пучка шерсти, до покрашенной и вышитой ткани. Из пучка шерсти, и на таких станках тоже...
...и такими же древними, как станок, бабушками...
...прядётся вот такая вот тончайшая ниточка...
...нет, вот так. Это не те шерстяные нитки, из которых можно вязать носки.
Ткань ткётся и затем выглаживается под прессом, причём это занимает время. Затем она попадает в руки таких вот красавиц, и уже на несколько месяцев, а то и на год.
Для того, чтобы по накатанному на ней вот так узору вручную вышить рисунок.
Причём лампочек в помещении ровно две. По 60 ватт. Мой фотоаппарат отказывался видеть этот узор при ISO в 1600. Какое же ISO у вышивальщиц? На выходе получается вот что:
В зависимости от сложности вышивки, от того, пашмина это, шахтуш или смесь, стоит это от 500 и до 5000 рупий за метр, и, думаю, что это для большого любителя Кашмира. Хозяин уверял, что британцы увозят тюки ручной кашмирской пашмины. Я же предпочитаю флис.
И хотя коврам я предпочитаю дорогу с любым покрытием, я расскажу ещё и о них... В Кашмир этот атрибут роскоши явился из Персии, родины слонов ковров лет примерно 700 назад. Почти вместе с исламом. Но самое главное здесь не ислам, а то, что настоящий кашмирский ковёр, будь он из шерсти или шёлка, ткётся тем же способом, что и 700 лет назад. Вот, посмотрите, это два действующих ткацких станка в два бревна.
А это действующие кашмирские ткачи в две руки.
Ну иногда они работают над одним ковром вдвоём, если это особо сложный случай. Нитка за ниткой, день за днём...
...строго по вот такому древнему секретному шифру плетутся узоры.
Причём электричества здесь также мало, а этот магнитофон, хрипящий музыкой, привезён наверное из Персии вместе с технологией производства.
И с этими инструментами.
Не меньше 4 месяцев нужно, чтобы получить самый маленький и простенький, примерно как эти... Стоимостью от 700 баксов.
ИМХО. Если вдруг кому-нибудь когда-нибудь захочется немного кашмирской пашминки или чего-то похожего, не ходите по магазинам, особенно не в Кашмире. Подделок очень много. Лучше ехать на такие вот фабрики, которых в Шринагаре немало.
А теперь тем, кто ещё не умер от моей производственной лирики, я хочу поведать о простой мусульманской семье, приютившей бедного чукоцкого гостя в своих хоромах всего-то за 500 рупий с питанием. Начну с хозяина, не с хором. Это благочестивый Мохамед Хан Кáши.
Я ему немного завидовал, о чём честно признавался. Потому что пользуется беспрекословным уважением в семье. Вот всем бы так в 63 года... Трое сыновей, один из которых экспортирован в Англию. Прекрасно говорит по-английски. А в руках у него спецгоршочек с углями, в ивовой оплётке. Называется кангри. В это время года ни кашмирца ни кашмирку не встретишь без него. Греются. Хотя по палубе хаусбота передвигаются только босиком.
Это Сéра - жена, бабушка и свекровь.
Очень любит покурить на досуге хáбли-бáбли.
Да, именно так, ни разу не кальян. Причём кашмирец и хабли-бабли неразлучны, как акваланг с аквалангистом.
Это Шакила - жена, мать и секретное управление всем этим хозяйством.
Да, ни в коем случае не Ханиф тут хозяин. Именно Шакила виляет им здесь. А ещё она прекрасно готовит чаман с баклажанами и кашмирский чай-каву.
А это дочка Мэри, 6 лет. Любит дыни и манго, точно.
А это они вместе с предметами обихода (в зоне нерезкости).
Хабли-бабли вы уже знаете, но обратите внимание на кувшин с крышкой, который вовсе и не кувшин даже, а самовар. Да-да, имено так и зовётся, SAMOVAR. Слово, тайком вывезенное из России в Кашмир. Хотя принцип работы другой. У него две крышки сверху, большая, и внутренняя, маленькая. Маленькая сейчас открыта, через неё засыпаются угли во внутреннюю колбу и разогревают воду вокруг колбы, которая наливается через большую крышку и выливается через носик. Электричество не нужно. Только вот хозяева не поверили мне в существование русских самоваров. А вы верите?
А это сам Ханиф, окружённый женой и сыном.
А это Ханиф и брат его, Самир, молодой и мачеобразный.
Да, об экспорте кашмирских мачо в европы. Это тоже статья дохода многих кашмирских семей. Вот и у Ханифа брат в Англии. Приехала туристка... и забрала замуж.
- И кем он там работает, Ханиф?
- Никем. Он там хозяин дома. Жена работает.
Н-да, тебе Ханиф, почти не повезло... "Почти", потому что весь вечер, Шакила не отрывалась от плитки с чапати, постоянно снимая свежие. Даже платок сбился на плечи, приоткрыв при чужаке волосы.
А тут ещё племянничек зашёл, крашеный повеса лет 15-ти.
- Посмотри,- говорит - красивая, да? Я б с ней остался на ночку-другую...
И это мусульманская семья! При муже и свёкре!.. О, где же вы законы шариата...
Этим вечером Ханиф просто предложил мне поужинать с ними, в каморке, которую занимает семья...
...пока гости живут вот так.
Ужин задался, я долго и настойчиво пытался есть рис с овощами как кашмирец, руками, пока мне не дали ложку. Нечего смеяться. Руками есть гораздо труднее, чем палочками, например... Но всё когда-то заканчивается,
...вот и допивали мы этот вечер с Ханифом уже на хаусботе.
Ханиф оказался большим ценителем моего фостерса и Боба, нашего, Марли...
One love...
Практически вместо информации:
Расставание по-кашмирски. За час до моего отбытия. Кроткий стук в дверь, и в комнату заходит... Шакила. Садится на краешек моей кровати...
- ???
Взволнованно:
- Тебе было хорошо у нас? Вкусна еда? Горяча вода??
- Конечно, Шакила, не беспокойся.
- MAKE ME HAPPY!
Только благородное чукоцкое воспитание и богатый жизненный опыт не позволили мне вскричать: "Как??? Прямо здесь?!"
200 рупий сняли все вопросы.
Но через полчаса такой же стук и -опа! - Ханиф... А ещё через полчаса сам старик. Ну ему ещё нужно было и на лекарства тоже... Все ушли счастливые, вот.
И ещё...
За те жалкие четыре дня, что я был в Кашмире, я здорово, как казалось, устал от Шринагара и обитателей. Но, когда через две недели меня вытряхнул вечерний автобус из Ладакха, я, вдохнув этого воздуха и этого шума, понял, что успел соскучиться... По Шринагару и его обитателям.
ПиСи. Я вообще-то ещё не уехал отсюда. Продолжение следует.