Те, кто знает, как
нелегко быть в Варанаси ихтиандром с камерой нелегко мне было в солнечном Варанаси, наверняка подумают, что попав в шринагарские +15;+20 с невыключающимся круглосуточным дождиком, я тут же расцвёл как помидор в чукотской оранжерее. Ну да, поначалу так оно и было... Я малодушно радовался тучкам, в которых первый мой кашмирский вечер прятал неровности окружающих Дал возвышенностей.
Дал - это очень большое по индийским меркам озеро вокруг которого и толпится Шринагар. Но Шринагару, как и всем кашмирцам всегда мало быть просто рядом, он норовит ещё и залезть на само озеро. И залез ведь, понастроил тут домо-ботов. Хаус-ботов, ага... Которых на самом Дал-лэйке и прилегающих аппендиксах более 1000 штук. Со всеми сопутствующими помойками всей инфраструктурой.
Поселился я конечно же в такой вот штуковине в семье достопочтенного...
Впрочем, про семью не сейчас. Сейчас я про воду, которая оказалась подо мной, надо мной, вокруг меня... Мечта ихтиандра. Так было все четыре дня, пока я не сбежал из Шринагара, от ежедневных дождей и забастовки, этого изобретения демократии, от которого я содрогаюсь до сих пор. Почему? Да потому что не посажено ещё то дерево, из которого выстругают палку, которой можно выгнать кашмирца в дождь и забастовку поработать... Но одного я всё-таки нашёл. Он прокатил меня по озеру...
Если ты в три часа ночи (ничего, что на "ты"?) просыпаешься в хаусботе, нет, не от плеска воды и не от холода, но от ритмичных исламских мотивов и не можешь заснуть до следующих через два часа, значит с тобой всё ясно - ты собрался на овощной базар и боишься его проспать. И даже если ты не собирался - собирайся, потому что дождик стих, тучки клочьями, а главное вот они, японотуристы, несутся в шикарках глазеть на капусту с морковкой, кутаясь в пашмину с барского плеча... Быстрей же, иначе они сделают это раньше тебя! Но...
Ну и где же Ханиф, слезоточивый хозяин моего хаусбота, накануне называвший меня аллаховым посланником, спасителем его детей и тёщи... И всё потому, что я наугад по велению Всевышнего остановился жить имено у него четверо суток. Где же ты, Ханиф, проснись, неужели уже не хочешь 300 таких ранних рупий? Нет ответа. Приходится стопить. Шикарный стоп :)
Ага, минут сорок призывного свиста и ко мне подгребает достопочтенный и долгожданный. И великодушный - ломается аж на 50 рупий... Ну как, время-то упущено... Вон и японотуристы уже гребут обратно, с лицами, полными древней японской тоски почему-то...
И вот мы стрелой несёмся на рынок, обгоняя маломощных...
...пугая летающих, плавающих...
...и просто задумчивых.
Будим с-утра-бастующих...
...удивляем слегка работающих.
Пока нет морковки с репкой развлекаюсь именами шикар и хаус-ботов. Поэзия... Омары (пардон, хайямы) с раками.
Дважды кум и (эх!) зелёная жемчужина Африки. Всё де люкс.
Утро слегка прохадное, с салатом из зарослей вербы, но тихое и в целом серое...
Ощущение, будто попал на сильно поношенный, и к тому же затопленный весной, дачный посёлок с выживающими в нём российскими пенсионерами.
Всё - огородики, участки, двускатные шиферные крыши и шиферные же заборчики - напоминают об этом.
Только вот заборчики здесь часто огораживают воду. Зачем?
Оказывается, можно наковырять земли со дна озера, вот так, как этот пока что водовладелец, и создать себе свои шесть соток.
Ну или хотя бы продать эту биомассу как удобрение на лучшей набережной Шринагара.
В любом случае грядки получаются. Где же овощи... Пока овощей не видно, встречаюсь с пестиками. Ну или тычинками шафрана. Шафран это культовое кашмирское растение, поспорить с которым в области известности не может даже здешний мак и конопля. Это он сам, крепко сушёный, не цветущий и не собираемый в это время года.
А этому плевать на забастовку. Он шафрановый дилер.
Мешает мне снять этих девушек.
Ничего, сниму других...
О девушках. Кашмирская девушка красива, скромна бровями вельми союзна и вообще полна всяческих добродетелей, как, например, трудолюбия. Так, местные мужи убеждены, что лучшая девушка с веслом это его жена.
Из приятного забытья меня выводит мой ботодрайвер. Похлопывает по плечу...
- Вот, смотри...
- Что это?...
- Как что, веджетейбл маркет!
- ??? А почему так МАЛО?
И совершенно невозмутимый ответ:
- Так ведь ЗАБАСТОВКА жеж...
Так громко я не смеялся ни разу в Индии. Эхо моего хохота прокатилось по озеру и опрокинула парочку шикар... Массовка в недоумении.
Колхозники, млин...
Не надо расстраиваться... Это Кашмир. Здесь незачем предупреждать форейнеров о том, что сегодня платить будет не за что. А я вас почти предупреждал. Надеюсь, вы также громко смеётесь, убив ни за что немного трафику, как я, потратив свои 250 рупий на озере Дал.
В качестве бонуса можно зайти
сюда. Здесь была Маша
dubrovskaya и у неё-то всё прекрасно получилось...
Практически информация:
Ещё немного о шафране. Это действительно пестики
цветка-крокуса, который цветёт в Кашмире в октябре, собирается вручную и сушится. Местные без него не готовят ни бирани, ни даже чай-каву. Чтобы заготовить килограмм сушёных, нужно ощипать вручную 300 тысяч цветков. Пэтому шафран дорог, и очень. У безымянных дилеров с озера Дал его можно купить за 300 рупий/баночка. Это естественно не-айс-качество, но кто в этой тундре пробовал первый сорт?.