Замечательный спектакль по давней пьесе Леонида Зорина о взаимоотношениях тирана и поэта, пьесе, вдруг оказавшейся чрезвычайно актуальной. Она сейчас смотрится как сатира на нынешнюю российскую власть, не терпящую людей с другой политической позицией, другим взглядом на мир.
Великолепные актерские работы Георгия Тараторкина (поэт-правдолюбец Дион), Ольги Остроумовой (его жена), Виктора Сухорукова (император Домициан), Александра Голобородько (поэт Сервилий, чье имя отсылает к однокоренному понятию), Анны Гарновой (соблазнительница Лоллия). Оригинальное сценическое решение - декорации установлены на поворотном кругу, и зрители видят то Форум, где глашатай рассказывает гражданам Рима, как хорошо они стали жить при нынешнем «государе и боге», то Капитолийскую лестницу, над которой возвышается трон Домициана, а то убогий домишко в провинции, куда был выслан Дион с глаз долой недовольного его обличениями и эпиграммами императора.
В конце спектакля Домициан решает начать войну с варварами и объясняет несогласному Диону: «Войны необходимы, чтобы нация почувствовала себя нацией». Придворные начинают скандировать: Домициан - это Рим, Рим - это Домициан. И становится понятно, для чего тиранам нужны войны - чтобы сплотить людей вокруг себя, так - в воюющей стране - легче заставить их поверить, что без него, тирана, им не обойтись. Мне почему-то сразу пришел на ум Крым и события на Донбассе. Не знаю, как другим зрителям, наверное, нет, потому что по окончании спектакля актерам устроили настоящую овацию, хотя, если исходить из статистики сторонников нынешней власти, должны были бы освистать.