Папа о войне

May 08, 2015 12:15

Спрашиваю у папы, что он помнит о войне.
«Помню, как под стол забирался, когда сирены выть начинали. Климовск же бомбили, там завод был, кажется, боеприпасы делали. Мне уже полтора года было. А стол крепкий, дубовый. На нем потом, после войны папа с мамой шерсть раскатывали для валенок. Дядя Миша - мамин брат - делал большие валенки, у них свой дом был, а отец маленькие, в сарае. Он чем только ни занимался - и кроликов держали, и поросенка, и козу, но, главное, валенки. Шерсть же нужно в кислоте вымачивать, столько здоровья на это ушло, аллергию себе отец заработал.
Потом эти валенки шли продавать в Подольск, на рынок. Я тоже ходил, сторожил товар, нас гоняли, штрафовали. Запомнил картину - бежит мужик, за ним милиционер гонится, и мужик с досады на себя на бегу сам себя по лицу бьет - что ж я, дурак такой, попался!..»

Спрашиваю папу, а в какие-то укрытия от бомбежек прятались? Он:
«Это не помню. Помню, как мать по снегу везет меня на санках в деревню. Километров за 20. Сначала туда, а потом обратно. Видимо, от бомбежек спасала».

«День победы не запомнил, зато помню, как отец с войны вернулся. Его забрали в армию сразу после моего рождения - весной 1940 года, а вернули ровно через 4 года, после дня моего рождения, весной 1944 года, через три месяца, как он ранение получил. У него же носа не было, глаз осколком выбило. Доставили домой в сопровождении медсестры. Стоит какой-то мужик, воняет, лицо перевязано, мне говорят - это твой отец…

Помню, мы остались с ним одни, мы тогда в «стандартных домах» жили, это, наверное, когда он учился. И вот он сварил суп, а готовить он не любил и не умел. Сварил, а есть-то хочется, он кастрюлю вынес на улицу, поставил в снег остывать - мы на первом этаже жили, - суп загустел, отец говорит: «Суп получился кисельным».
Мне это так необычно показалось - кисельный суп…»

Это мой дедушка Саша, Александр Дмитриевич Павлов, среди березок недалеко от дома в Климовске, где они тогда жили.


Прочитал на сайте города Климовска (21 километр на юг от Москвы) - «в октябре 1941 года город находился в прифронтовой полосе». И хотя машиностроительный завод был эвакуирован (в Пензу и Ташкент), «железнодорожная станция, территория завода и весь город неоднократно подвергались бомбежкам». А в цехах машиностроительного завода уже в декабре 1941 года «было установлено новое оборудование и начато производство продукции для фронта».

Незадолго до смерти дедушки Саши папа записал его воспоминания, в том числе о войне. Их можно прочитать здесь:
Начало войны
Бои под Москвой
Бои под Ржевом
На Волховском фронте, в разведке
Возвращение к мирной жизни, младший брат Иван

воспоминания, дед Саша, война, родители, история

Previous post Next post
Up