Возвращаясь к теме кинотеатров. Первый киносеанс прошел во Владикавказе 16 июня 1897 года. То есть через полтора года после изобретения кинематографа. Можно сказать, что для тех времен это были чуть не рекордные сроки распространения новинки. Итак, в этот день, 16 июня, в городском театре был показан двадцатиминутный киноролик. Удивлению горожан не было границ, они просили хозяина аппарата повторить сеанс. Если в 1890-х годах жители города были уже знакомы с «волшебным фонарем», «живыми картинками», «живой фотографией», «световыми картинами», то в 1897 году они получили четкое представление о кинематографе, как аппарате «передающем целый ряд движущихся фотографических снимков, дающих полную иллюзию жизни с удивительной точностью».
Кинематографические аппараты (скорее всего разработки Люмьера, так как этот аппарат мог, как снимать, так и воспроизводить изображение) располагались в доме горожанина Гашелина, в 5-ом приходском училище, получившем его в Рождество в качестве подарка.
аппарат системы Люмьер
Наряду с кинотеатром Патэ, о котором
мы уже говорили, на Александровском проспекте располагалось еще два кинотеатра. Одним из них был «Гигант», который принадлежал фирме Ханжонкова, но о котором мы поговорим в следующий раз. Вторым же был кинотеатр, или, как его тогда называли, электробиограф «Риччи».
Занимал он большое, красивое, специально под кинотеатр построенное, здание на углу Александровского проспекта и Театральной площади.
Надо сказать, что обустройство кинотеатра в то время было сопряжено не только с огромными расходами, но и с очень жесткими требованиями городских властей. Поскольку, пленка, на которую снимались фильмы, была на нитро-основе, то пожары в кинотеатрах были нередкостью. Потому в начале ХХ века правительство ввело драконовские меры технической безопасности в отношении кинотеатров. Так Министерство внутренних дел во главе со Столыпиным дало задание Техническо-строительному комитету разработать правила по устройству кинотеатров. Вскоре такие правила были разосланы по всем российским губерниям. Они предполагали устройство кинотеатров в каменных и деревянных домах, запрещали использовать подвальные помещения. Здание должно было окружаться свободным пространством не менее 5 сажен, отгораживаться от других помещений капитальными стенами. Лестницы из несгораемого материала должны были освещаться окнами, выходящими наружу, их пропускная способность предполагала 150 человек. Предусматривались отопление, вентиляция, водопровод, пожарные краны, гардероб, электрическое освещение. Аппарат не должен был находиться в зрительном зале. Каждый кинотеатр сдавался комиссии, состоящей из Городского головы и еще 10-15 человек, которые тщательнейшим образом проверяли соответствие его циркуляру. И только после этого кинотеатр получал право начать работу.
Но вернемся к «Риччи». Кроме сеансов, основной изюминкой этого кинотеатра был уютный ресторан, который находился в подвальных помещениях «Риччи». А поскольку помещения были глубокие, то ресторанные «кабинки» доходили вплоть до аллеи Проспекта. Оттого посетители слышали грохот проезжающего над головами трамвая. Это был особый шик «Риччи». Заведение пользовалось успехом у горожан.
угол здания слева - кинотеатр "Пионер"
В советское время кинотеатр использовался по своему назначению, именуясь «Юнг-Штурм», затем «Пионер», пока в конце 50-х годов, не было решено расширить Театральную площадь. Кинотеатр, понимаете ли, загораживал новый памятник Ленину. Его снесли, и теперь на этом месте находится фонтан.