Полетаем?

Feb 15, 2011 20:12

«-Петька, глянь, пупырь летит!
-То не пупырь, то дерижбан!»

4 сентября 1911 году неизвестный никому юноша по имени Артем Кациан, сын владикавказского приказчика, завел мотор своего аэроплана фирмы «Градэ» и, под восторги многочисленной толпы, взлетел с плаца кадетского корпуса.

Нужно сказать, что это было не первое авиашоу в небе Владикавказа. За год до полета Кациана, то есть в октябре 1910 года владикавказцам демонстрировал свое искусство П.А. Кузнецов - преподаватель школы военных авиаторов в Одессе - на моноплане системы «Блерио», на котором, якобы сам Блерио перелетел Ла-Манш.


"Блерио"

В ноябре того же года в город прибыл авиатор Габер-Волынский, который произвел потрясающее впечатление на многочисленную публику, собравшуюся на ипподроме скакового общества. Он не только сам летал на аппарате «Фарман», на высоте 300 метров, но и приглашал желающих пассажиров.


«Фарман»

Но все это были лишь временные гастролеры.
Итак, Артемий Кациан - выпускник Мюнхенской академии художеств. В 1908 году он поступил в Мюнхенский аэроклуб, и, в числе первых российских авиаторов, получил диплом профессионального пилота. Вместе с другими пилотами Кациан участвовал в показательных полетах по всей Европе. И, наконец, 4 сентября 1911 года дошла очередь до родины первого кавказского авиатора - Владикавказа.


Модель самолета "Градэ", на котором летал Кациан.

Как он довез свой самолет до Владикавказа, сколько он его вез никто не знает. Но он взлетел. Известно, что после своего полета во Владикавказе, он выступал так же в Грозном, и, возможно, по всему Северному Кавказу. 30% сборов от показательных авиаполетов Кациан отдавал на нужды благотворительности. Дальше следы Артемия Кациана теряются и возникает он только в 1934 году. Когда во Владикавказе, одним из первых в стране, образуется общество ОСАВИАХИМ. Кациан становится там одним из главных инструкторов.
Когда умер первый кавказский авиатор? Где он похоронен? Как он жил? - никто не знает.
Но он заложил хорошую основу, ведь не зря Осетию во время войны, да и потом называли "летающая Республика". Да и к тому же, в этом году 100 лет с первого полета кавказского пилота. Почему бы нам его не вспомнить?

владикавказские старости, ЛКН, история, этнография, общество, моя Осетия, осетинское

Previous post Next post
Up