«Я поведу тебя в музей»

Feb 03, 2011 20:07

Сказала я сегодня своим детям, и мы пошли… Нужно сказать, что это была уже вторая попытка сходить на выставку войлока в Тугановском музее на Проспекте. Первая была не вполне удачная. Мы узнали, что музей, оказывается, работает до 17 часов (теперь я не удивляюсь, что там пустые залы), зато бесплатно покатались на трамвае с надписью КПРФ (владикавказцы, знайте, каждое первое число каждого месяца трамвай с символикой КПРФ возит народ бесплатно) и стали гордыми обладателями газеты «коммунист Осетии», которую нам вручили в том же трамвае. Однако на выставку в тот день мы так и не попали. И вот сегодня мы повторили попытку.




На выставку эту я хотела попасть по двум причинам. Во-первых, я люблю прикладное искусство, а во-вторых, я вдруг выяснила, что моя дочь совершенно ничего не знает о войлоке. Нет, конечно, валенки она видела в магазине (но, конечно, это уже не те валенки, которые были раньше), и на картинках в сказках, конечно, тоже видела. Но, как говориться, щупать не щупала. Потому, по пути на пальцах рассказав ей лекцию о том, что такое войлок и с чем его едят, мы пошли смотреть.







О происхождении войлока сложено множество легенд. Так, например, его изобретение связывают с праведником Ноем, который выстелил овечьей шерстью пол в своем ковчеге. В течение всего времени плавания шерсть пропитывалась потом и мочой животных, которые, к тому же, постоянно топтались по ней. Так получился большой шерстяной ковер. Другая история утверждает, что первый войлок получился в результате воздействия пота и трения об обувь ног святого Кристофера, который, будучи вынужденным бежать от своих гонителей, выстелил овечьей шерстью внутреннюю поверхность сандалий. Но, наверное, достоверно мы никогда не узнаем, как и кем именно был изобретен войлок. Да и спорить о первенстве какого-либо народа в освоении этих знаний можно бесконечно.




Особенно развито производство войлока было на северо-востоке. В суровых условиях переменчивого климата Горного Алтая и Монголии теплая непродуваемая шерстяная ткань спасала людей от пронизывающих ветров и холода. К тому же, используя разнообразные техники декорирования, мастера- валяльщики создавали поистине монументальные и прекрасные шедевры. Важной вехой в истории войлока стало выведение в Испании овец мериносовой породы. Тонкие нежные волокна шерсти этих животных позволили полотну стать более мягким и эстетичным. С этого момента войлок стали использовать и в производстве одежды.



Войлок обычно делают в виде полотнищ, которые имеют различную толщину, в зависимости от назначения. Наиболее тонкие войлоки использовались как головные покрывала, из самых толстых делались доспехи, обувь, юрты.

С древних времен выработано множество способов декорирования и украшения войлочных изделий. Наиболее известны способы:
валивание узора
аппликация. В качестве аппликативного материала может использоваться не только войлок, но и другие материалы - ткань, кожа
мозаичный способ или инкрустация войлоком. При этом способе обычно используется также декоративная стежка по войлоку.
иногда используется вышивка по войлоку, украшение изделий бисером и ракушками
изредка встречается роспись по войлоку.




До наших дней дошли основные войлочные традиции.
Так называемая иранская традиция, в которой выполнены первые из известных войлоков - вваливание узора. Носителями этой традиции являются современные туркмены, которые и сегодня изготавливают кошмы точно так же, как это делалось века и тысячелия назад. Основные цвета туркменских войлоков - белый, красный и черный, а основной узор - стилизованный бараний рог. Узор выкладывается шерстью на циновке, затем циновка скручивается, и приступают непосредственно к валянию кошмы.




Пазырыкская линия войлоков получила свое название от самого знаменитого, можно сказать, культового войлока - занавеса площадью более 30 кв.м, найденного в одном из Пазырыкских курганов (). Сейчас этот войлок можно увидеть в Государственном Эрмитаже. Войлок отличает тончайшая ювелирная аппликация необыкновенно ярких цветов. Аппликация войлоком по войлоку и сегодня широко используется для декорирования войлочных изделий.




А в Бурятии в своем, можно сказать, первозданном виде живет сюнская традиция войлоковаляния. Первые образцы таких войлоков были найдены во Внутренней Монголии. Эти войлоки чаще одноцветны, зато сплошь украшены мелкой стежкой сухожильными нитями. Древние магические узоры стежки используются по сей день.




Если с валянием небольших изделий отлично справляются женщины, то валяние "серьезных" вещей - это мужская работа. Готовое к валянию, например, полотнище для юрты навивается на палку, зашивается в кожу, и палка привязывается к стременам оседланного коня. Конь таскает эту палку по полю до тех пор, пока войлок не сваляется. Считается, что для этого достаточно протащить ее на 15-20 полетов стрелы (примерно 2 км.)




Долгое время традиции войлоковаляния были не то чтобы утеряны, нет, но мягко говоря изделия эти были не шибко популярны. Сейгодня войлочные изделия: аксессуары, картины, одежда вновь входят в моду.




Ну, что вам сказать, мы походили - посмотрели, дети побегали, и нам все понравилась. Хоть выставка совсем небольшая - всего три зала, думаю, стоит потратить время на то, чтобы туда попасть. Жаль только, что никаких описаний, буклетов, проспектов организаторы не сделали, и даже имена молодых художниц, сдалевших эти полотна скромненько написаны на маленьких бумажках и приколоты булавочкой.




И не забудьте заглянуть на второй этаж.
Под конец, мы сфотографировались на фоне Пушкина на фоне музея, фотография мне не шибко нравится, но, может, это потому, что я не люблю фотографироваться, в любом случае, другой не имеем.

дети, художники, общество, дом-семья

Previous post Next post
Up