Jun 13, 2021 08:49
Вчера были на премьере, вернее так, премьера состоялась 12 мая, а мы были на втором спектакле с участием нашей любимой Марии Александровой. Нельзя оставить это театральное событие без внимания.
Чем дальше, тем больше мне нравятся работы Землянского. Он ставит хореодрамы: молчаливые драматические спектакли, где повествование ведется за счет пластики артистов, лишь эпизодически танцевальной. Я видела его «Ревизора» и «Калигулу», и, на мой вкус, «Демон» превзошел обе эти работы.
Я перечитала поэму по дороге в Москву, в электричке, и задумалась: «Бездна лирики, но мало действия. Что же будут ставить?» Землянский заставил увидеть меня то, чего я не видела между строк, на что поэт намекал, но не сказал напрямую, позволил развернуть широко и глубоко всю драму краткого сочинения Лермонтова. Я читала «Демона» ранее, не один раз, и тем не менее вчера утром довольно смутно помнила сюжет: горы, реки, Казбек, грузинка Тамара. Все. Я не вкусила драму, не глотнула этого напитка из строк Лермонтова и лишь пробежала их глазами. Но вчера я, наконец-то, прочувствовала каждой клеткой всю историю, без лирики, без Казбека, без рек и без птиц, а живую, рафинированную человеческую драму с любовью и надеждами, с криками и смехами, слезами, со столкновениями и страстями, со смертью. И уже все, сюжет «Демона» теперь я буду помнить всегда, он влез мне под кожу, царапнул сердце. Мария - Тамара. Это одна из самых мощных ее ролей и, вероятно, самая близкая к реальности, самая осязаемая, живая, плотская. В балете слишком много условностей, здесь их почти нет. Это спектакль о женской трагедии, Тамара повсюду, она безудержно женственна и поэтична. Она обволакивает свой женственностью и сцену, и зрительный зал. Я обожаю в ней тонуть! И когда слезы текут по ее щекам, хочется выпрыгнуть на сцену, - я сидела на первом ряду, - и пожалеть ее; когда смотришь любовный дуэт Тамары и Демона, то страшно завидуешь последнему: ему досталось сокровище! Держать такую женщину в своих руках - квинтесенция счастья. У Александровой получилось сделать неповторимую Тамару-мечту.
Постановка потрясающая по сценографическим находкам: картинка подвижная, замысловатая, контрастно черно-белая. Музыкальный фон рваный, сочный, местами кричаще-раздражающий, местами идеально лиричный. Думаешь, что это играет? Как называется? Хочется переслушать… Короче, идите и смотрите! «Демон» - одна из самых завораживающих драматических постановок, которые я когда-либо видела.
Александрова вышла после почти двухлетнего перерыва, связанного с травмой и карантином, только в январе 2021 года в «Нурееве». И с тех пор у нее случилось две замечательные премьеры: «Le pari» на музыку Шопена в Астраханском театре оперы и балета и «Демон» на сцене театра им. Ермоловой. Если к двум премьерам добавить блистательное «Пламя» и фантастическую «Легенду» на сцене Большого, то получается грандиозный театральный сезон. Троекратное браво! И, кстати, он еще не закончен и мы скоро увидим ее на сцене Мариинского театра в «Кармен».
Мария Александрова