Кир Булычев: о фантастике

Mar 29, 2010 23:46


Недавно мои друзья tiehrhaw   и darya_the_steel  подняли интересную тему, о том, какие произведения относятся к жанру фантастика, в чем особенности этого жанра, чем является или не является фантастика.
Вот интересный взгляд на эту проблематику, из интервью Кира Булычева, мне показалось, это будет интересно:

КБ:  Фантастика - альтернатива литературы реалистической. В ней могут быть разные жанры - от пародии до детектива. А отличается она взглядом на мир. Главное в ней гипербола, преувеличение, допуск. Если хотите, фантастика - это игра, начинающаяся со слов: что могло бы быть, если...".

Иногда ее путают с футурологическими очерками. Иногда начинают подсчитывать, сколько фантасты наизобретали: Жюль Верн - подводную лодку, Уэллс - лазеры, Иван Ефремов предсказал открытие месторождения алмазов... Иногда путают фантастику с фантазированием... А ведь она исследует современные проблемы, встающие перед современным человеком. Проблемы науки, например. Наука стала угрозой. То "Чэлленджер" взорвался, то супертанкер сел на мель, то крупная авиакатастрофа. Перед человечеством стоит угроза ядерной войны. Фантастика на современные проблемы реагирует много оперативнее, чем "обыкновенная" литература.

Она с помощью гиперболы может показать проблему, которая волнует нас с вами сегодня, и обозначить пути ее решения. А фантастика изобретательского, технологического толка, на мой взгляд, сейчас совершенно старомодна. Наш мир значительно фантастичней любого фантастического романа. Кому интересно то, что я придумаю, сидя за письменным столом у себя дома, если, открыв газету, человек может прочитать о чудесах, которые происходили на "Экспо-85"!

- Вы не только писатель-фантаст, вы еще и историк, как сами признались. Трудно, по-моему, найти вещи более несовместимые, чем фантастика и история. Это два разных полюса. Как же уживаются в вас фантаст и историк?

КБ: - Недавно я пришел к очень странному для себя выводу. Наиболее близким к фантастике жанром литературы является - что бы вы думали? - исторический роман. Вывод кажется парадоксом, но присмотритесь: книга, скажем, об эпохе Петра I интересна читателю лишь в том случае, если проблемы, которые затрагиваются в книге, современны и злободневны. К тому же писатели, занимающиеся исторической романистикой, ведут свое повествование почти всегда на частично вымышленном, придуманном фоне. Ни один исторический роман не может быть до конца правдивым в своем антураже. Я как профессиональный историк могу практически на любой странице "Петра I" указать вам на исторические и фактографические ошибки. Вот алма-атинский писатель Морис Симашко выпустил роман "Маздак" - об Иране шестого века. Это великолепный, но насквозь фантастический роман!

- У нас бытует странное отношение к фантастике. Она для многих является литературой второго сорта. Процитирую, к примеру, письмо в редакцию из Иркутска от отца пятнадцатилетнего сына: "Скажите, что с ним делать? Юра читает только фантастику, а о других книжках и слышать не хочет. Я заглянул в один из сборников - звездолеты, космолеты, левитация - чушь... А его от этой чуши за уши не оттащишь...".

КБ: - Действительно, отношение странное... Фантастику либо обожают, либо ненавидят. Всю, без исключения. Вы ведь никогда не скажете: "Я люблю романы". Вы любите хорошие и не любите плохие. С фантастикой - однозначно. Всю обожаю или всю - терпеть не могу. Почему ее не любят взрослые? Дело в том, что фантастика ставит под сомнение постулаты устойчивого мира. А мир взрослых - он именно устойчив. Утром на работу, вечером - с работы, суббота и воскресенье - выходные. Зарплата - первого и шестнадцатого. Если такому человеку заявишь вдруг, что лошади могут разговаривать, то он тебя на смех поднимет. А об этом сказал людям Свифт... " 
Источник: Официальная страница писателя
Беседу записывал М. Дубровский

фантастика

Previous post Next post
Up