_Томас Манн о “Войне и мире”, ~1917-1918 г.
(Цит. по: Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века: Вторая половина:
10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 6-е изд. 1999. С. 311.)
Я в последние недели перечитал это грандиозное произведение - потрясенный и осчастливленный его творческой мощью и полный неприязни к его идеям, к философии истории: к этой христианско-демократической узколобости, к этому радикальному и мужицкому отрицанию героя, великого человека. Вот здесь - пропасть и отчужденность между немецким и национально русским духом, здесь тот, кто живет на родине Гете и Ницше, испытывает чувство протеста.
===================================================
_Г.К.Честертон. Сб. “Писатель в газете”. 1984:
Читать хорошие книги полезно потому, что они не дают нам стать “истинно современными людьми”. Становясь “современными”, мы приковываем себя к последнему предрассудку… Дорога столетий усеяна трупами “истинно современных людей”.
Всякий знает, что Ницше проповедовал учение, которое и сам он, и все его последователи считали истинным переворотом. Он утверждал, что привычная мораль альтруизма выдумана слабыми, чтобы помешать сильным взять над ними власть. Не все современные люди соглашаются с этим, но все считают, что это ново и неслыханно. Никто не сомневается, что великие писатели прошлого - скажем, Шекспир - не исповедовали этой веры потому, что до нее не додумались. Но откройте последний акт “Ричарда III”, и вы найдете не только все ницшеанство - вы найдете и самые термины Ницше. Ричард-горбун говорит вельможам:
Что совесть? Измышленье слабых духом,
Чтоб сильных обуздать и обессилить.
Шекспир не только додумался до ницшеанского права сильного - он знал ему цену и место. А место ему - в устах полоумного калеки накануне поражения. Ненавидеть слабых может только угрюмый, тщеславный и очень больной человек - такой, как Ричард или Ницше. Да, не надо думать, что старые классики не видели новых идей. Они видели их; Шекспир видел ницшеанство, он видел его насквозь. ... Не надо думать, что та или иная мысль не приходила великим в голову: она приходила и находила там много лучших мыслей, готовых выбить из нее дурь.
=============================================
_Берковский Н.Я. “О мировом значении русской литературы”:
...Русская поэзия личности, как она представлена в большой нашей литературе, не всегда была доступна Западу... Обычным... было такое возражение против русского искусства: русские пренебрегают большим человеком, гением, героем, они им жертвуют ради “малых сих”, они выравнивают человечество, где у них Фауст, где Манфред, Жюльен Сорель? - они всех опустили до роста Платона Каратаева ... никому не позволено поднять голову. ... Против “сверхчеловека” в драмах Шиллера поднималась бюргерская мещанская страна... Критика “сверхчеловека” у Шиллера - критика снизу вверх... У него не было реальных средств для того, чтобы реальной ценой оценить древних и новых цезарей, лишить их ложного блеска. ...Германия была в XIX веке мелкобуржуазной страной, и этим объясняется проповедь Ницше... “Маленький человек” у Ницше - завистник, уравнитель. Всякая коллективность - это всегда потеря по Ницше ... Запад редко обходился без сопоставления Толстого и Достоевского с Ницше, особенно Достоевский у западных критиков долгое время неизбежно сочетался с Ницше... (Но - В.Г.) Достоевский и Ницше - это не два автора, которых можно сравнивать... Ницше... всего лишь один их героев Достоевского, обсужденный, взвешенный... Достоевский - автор (персонажа. - В.Г.) Ницше со всем превосходством автора над его героем. ... Разумеется, русская литература бесконечно враждебна ницшеанству.
============================================
_И.А.Крылов. КОТЕНОК И СКВОРЕЦ
В каком-то доме был Скворец,
Плохой певец;
Зато уж филосо́ф презнатный,
И свел с Котенком дружбу он.
Котенок был уж котик преизрядный,
Но тих и вежлив, и смирен.
Вот как-то был в столе Котенок обделен.
Бедняжку голод мучит:
Задумчив бродит он, скучаючи постом;
Поводит ласково хвостом
И жалобно мяучит.
А филосо́ф Котенка учит -
И говорит ему. «Мой друг, ты очень прост,
Что терпишь добровольно пост;
А в клетке над носом твоим висит щегленок:
Я вижу ты прямой Котенок».
«Но совесть...» - «Как ты мало знаешь свет!
Поверь, что это сущий бред,
И слабых душ одни лишь предрассудки,
А для больших умов - пустые только шутки!
На свете кто силен,
Тот делать всё волен.
Вот доказательства тебе и вот примеры».
Тут, выведя их на свои манеры,
Он философию всю вычерпал до дна.
Котенку натощак понравилась она:
Он вытащил и съел щегленка.
Разлакомил кусок такой Котенка,
Хотя им голода он утолить не мог.
Однако же второй урок.
С большим успехом слушал
И говорит Скворцу: «Спасибо, милый кум!
Наставил ты меня на ум».
И, клетку разломав, учителя он скушал.