(no subject)

Oct 20, 2009 11:03

Кшиштоф Кеслёвски «Случай»

http://magazines.russ.ru/inostran/2000/8/kieslew.html
фильм http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/66326/

Кшиштоф Кеслёвски, шибко крутой польский кинорежиссёр.
Фильм видел давно, но описание на кинопоиске совпадает с моей памятью, поэтому более уверенно скажу, что текст и фильм разные.
Текст основывается на приёме «что было бы, если…», в фильме вместо «если» ряд последовательных событий, происходящих в реальности.
В тексте речь о ничтожном случае, меняющим жизнь.
В фильме - о сложной цепочке событий, знакомств, приводящих к роковому случаю.
В целом о том, что «человек не просто смертен, но внезапно смертен». О том, что несмотря на это, жить нужно так, будто этого нет.



Ведь, по сути дела, немало зависит от того, кто и каким тоном говорит нам “не горбись” за завтраком и какой вкус мы ищем всю жизнь, чтобы напоследок понять: это вкус булки с посоленным весенним помидором, съеденной на теплом ветру на балконе серого дома.

Вера куда-то испарилась, политика сама выскользнула из рук, да он и не пытался ее удерживать, зато осталась уверенность, что помочь человеку можно только, когда ему больно, причем когда боль эта - телесная.

Как должны выглядеть похороны в ноябре? Должен лить дождь, печальные, потерявшие листву деревья должны символизировать людскую печаль. Но было резкое осеннее солнце, а листья в том году долго не опадали. Витек машинально бросил горсть земли и без единой мысли в голове ждал, пока все уйдут. Он знал: то, о чем нужно подумать, придет позже, и, когда остался один, в уме сложилась фраза, которая, очевидно, возникла много раньше, чем он ее осознал. “Встретимся там, и ты все мне скажешь”. “Все мне скажешь, когда встретимся там”. “Когда встретимся там, ты все мне скажешь”. Он опустился на колени под бременем этой фразы в разных ее стилистических вариантах и успел еще со страхом подумать, что у кого-то эта фраза уже складывалась подобным образом. Он напряженно припоминал, у кого именно, даже представил себе прекрасную амазонку, которая дивным майским утром мчится... когда тетка - она пережидала, видно, пока ксендз уйдет, - встала над ним и положила руки на его поникшие плечи.
- Не обольщайся, - сказала она, позабыв об уважительной форме. - Там ничего нет>.

Стал ли он более свободным? Если бы его спросили, он ответил бы: да.
Чувствовал ли себя при этом еще более потерянным? Да.

ему удастся обрести то, что мы называем смыслом и что теперь для него означало новый, еще неведомый образ жизни.

Старший открыл канистру, облил себе руку бензином и поджег. Выждал несколько секунд и спокойно погасил.
- Мы не боимся, - сказал он и снова хихикнул. - Как в Америке.

Нельзя применять силу против тех, кто прав

Правда же состояла в том, что он чувствовал себя хорошо именно потому, что боялся.

Веру нужно завоевывать: сомнения придают ей особую ценность.

- Я сделал все, - вполголоса обратился он к Богу. - Окрестился. Теперь я здесь. И прошу Тебя: будь! Только об одном и прошу Тебя: чтобы Ты был. Никогда ни о чем Тебя не стану просить, только будь!
Previous post Next post
Up