В королевских дворцах плетутся интриги, магические ордены воюют между собой, людей теснят безмозглые монстры, герои суперменисто сражаются на мечах, враги разъезжают на вороных конях и в черных доспехах. Ни абзаца не обходится без эффектной магии, сверкающих клинков и Больших Букв Где Ни Попадя. Имена людей непроизносимы, названия артефактов нечитаемы, половина географических мест именуется «Тысячей чего-то-там».
Типичная графомань.
Книга сразу признается, что писана большим пальцем левой ноги: пафосные предисловия и вычурные эпиграфы служат паролем, останавливающим любого, кроме секты любителей классического (и дарк) фэнтези.
Впрочем, сомнительный стиль и плохой перевод притормозят даже их.
И не стоило бы тратить буквы драгоценного алфавита - которые, того и гляди, станут объектом авторского права - если бы писатель всей этой галиматьи не обладал бы талантом двенадцатилетнего вундеркинда. Этот талант инфантилен, прост, пошл, и серьезен до умиления, как обычное детское творчество.
Но все-таки это талант. Характеры и образы, которые периодически поднимает Бэккер, вытарчивают из сеттинга классического фэнтези, как Раскольников торчал бы из книг Донцовой. Проблемы, встающие на пути героев, могут быть и психологическими и философскими.
Все это поднимается и сразу опадает.
Ребенку недосуг развивать образы. От сложных героев Бэккер быстро избавляется, а главным гером никак не может придать объем. Вот и ходят герои картонными скукоженными резинками, безрезультатно тянущимися к глубине. Потянувшиеся слишком сильно - быстро рвутся. Возможно, поэтому интересны только эпизодические персонажи - охотник, бегущий от людей под предлогом горя, чтобы выпестовывать его в одиночестве; раб, с риском для жизни предающий своих хозяев из-за нереализованных амбиций полководца и прочие.
Но серьезные проблемы находят часто детское решение, а то и просто заменяются проблемами попроще: как гада завалить да от погони убежать. Вставки разумного и развлекательного представляют собой чехарду -не смешиваясь и не сбивая ритм, они сменяют друг друга. Бэккер словно не подозревает, что боевка не обязана быть тупой, поэтому ближе к битве даже интересные персонажи упрощаются, сменяя человеческий язык на окологоливудские штампы. Описания самих битв напоминают тормозящую компьютерную игру: кадры рваные и непоследовательные, ощущение физики теряется, звук хрипит бессмыслицу.
И в итоге достоинства тонут в безвкусице и упрощениях. Из книжки даже выжать нечего: ни образа, до конца глубокого; ни мысли, до конца, разумной; ни цитаты, до конца, красивой.
Способный ребенок не заменит опытного взрослого на социальной ступеньке. Так и Бэккер не дорастает до статуса еще плохого, но уже настоящего автора. Однако плинтус среднего развлекательного фэнтези он успешно перепрыгнул и двинулся куда-то в сторону Мартина, куда, видимо, так и не дойдет.
Можно было бы настроиться оптимистично. Но мы не будем. Ребеночку-то, на минутку, сорок два года. Поздновато уже взрослеть.
InLibro
Состав:
- 90% типичной фэнтези-жижи
- 5% метафорики, образности, красивостей
- 5% ядреного психо-философского концентрата
Цитата:
- Я - воитель многих веков, Анасуримбор. Очень многих. Тысячи сердец пронзил мой нимиль. Я сражался и против He-бога, и за него в тех великих войнах, которые превратили эту землю в пустыню. Я брал приступом укрепления великого Голготтерата, я видел, как сердца верховных королей разрывались от ярости!
- Так отчего же ты поднимаешь меч теперь, чтобы скрестить его с одиноким путником? - откликнулся Келлхус.
Хохот. Свободная рука указала на трупы шранков.
- Мелочь, я согласен, но я все же сумею запомнить тебя!