АННЕМАРИЯ ШТИЛЕР. ПОВЕСТЬ ОБ АДОЛЬФЕ ГИТЛЕРЕ
Эту замечательную книгу я изъял у одного знакомого несколько месяцев назад в виде выплаты его некоторого долга - и с тех пор постоянно рыскал по магазинам в желании приобрести ещё несколько экземпляров (замечательный подарок на Новый год и т.д. вашим племянникам; это не реклама, т.к. у книги очень маленький тираж - он уже давно везде раскуплен, но можно найти текст книги в интернете).
Наконец - сегодня мне удалось обнаружить в "Доме книге" на Н.Арбате целых четыре экземпляра - которые я и забрал.
Книга написана замечательным языком (Бонч-Бруевич с его рассказами про Ленина - отдыхает!), имеет чудные иллюстрации (редкие фотографии и графические работы).
Вот аннотация:
Аннемария Штилер была известна в Германии прежде всего как автор серии книг для подростков, посвященных жизни и деятельности знаменитых немцев прошлого. Автор биографии А. Гитлера писала эту книгу для юношества, писала прежде всего пропагандистскую книгу, и именно это объясняет и некоторые умолчания и подчас наивность суждений. Однако круг вопросов, на который Аннемария Штилер попыталась осветить, выходит далеко за рамки простого биографического очерка. Большинство российских читателей впервые получает возможность ознакомиться с обзором экономической жизни гитлеровской Германии, мотивацией внешнеполитических инициатив нацистского руководства, оценкой советско-германского сотрудничества, методикой формирования антиеврейских настроений...
А вот некоторые выдержки:
Часть первая
Сын бедняка из Вальдбергена
Много-много лет назад в деревушке, расположенной среди леса в горах, по которым в ту пору проходила граница Австрии и Германии, жил бедный крестьянин. Он усердно работал на своем клочке земли вместе с женой и детьми, случалось, помогал в лесу дровосекам, но едва мог прокормить свою большую семью.
У бедняка был маленький сын, который думал так: "Если я останусь здесь, то вынужден буду стать крестьянином, как мой отец, трудиться день и ночь, но едва сводить концы с концами. А там, за лесами, должно быть замечательно. Там хлебные поля и широкие реки, и если поехать дальше, то доберешься до большого города Вены". Такие географические подробности он узнал в школе. "Как было бы хорошо, - продолжал размышлять малыш, - вскоре оказаться в большом прекрасном городе. Я научусь там чему-нибудь дельному, а когда стану ремесленником или кем-нибудь в этом роде, возвращусь домой с подарками, и родители будут за меня рады".
Мальчику не исполнилось и тринадцати лет, когда он, получив родительское благословение, с небольшой поклажей за спиной отправился в путь. Он был смышленым ребенком, и родители полагали, что он выйдет в люди. К тому же и без него в семье оставалось много детей, которых нужно было прокормить.
Крестьянский мальчуган весело шагал по дороге. Проходя через какую-нибудь деревню, он спрашивал у прохожих, как добраться до Вены. Те отвечали, но при этом неодобрительно качали головой вслед маленькому мальчику, хотевшему в одиночку одолеть такой далекий путь. Однако ребенок не унывал и, наконец, пришел в Вену.
Вскоре ему опять повезло. Один славный сапожник взял мальчика в ученики, хотя тот и не мог заплатить за обучение. А когда нашему герою исполнилось 17 лет, он стал подмастерьем.
За четыре года юноша достаточно хорошо изучил город Вену и насмотрелся на разного рода служащих. Среди них были почтальоны, железнодорожники и шуцманы (полицейские), они ходили в униформе, и обыватели всегда прислушивались к тому, что они говорили. Люди в форме ежемесячно получали жалованье, а когда становились неспособными к труду, кайзер да самой смерти выплачивал им пенсию. И у юного подмастерья возникла мысль: "Я тоже хочу стать служащим". Он стал наводить справки - с чего начать. К сожалению, все оказалось очень сложно. Сначала требовалось выучиться в специальной школе, где плата за обучение была весьма внушительной. К тому же паренек сидел за партой так давно, что успел забыть многое из того, что знал. Тем не менее, он загорелся желанием когда-нибудь непременно стать служащим и принялся откладывать деньги из своего жалованья, а вечерами после работы вспоминал изученное прежде и наверстывал недополученные в детстве знания. Это длилось много лет, пока не скопилось достаточно денег для обучения в школе, готовящей служащих. Несколько последующих лет были проведены за учебой. И к сорока годам герой нашего повествования действительно стал служащим, таможенником. Ему выдали чудесную униформу, он подписывал ведомости и просматривал паспорта, перед ним должны были отчитываться все желающие перебраться из Австрии в Германию. И надо сказать, сознание своей значимости доставляло радость новоиспеченному чиновнику. Отработав положенное время, добросовестный служащий получил отпуск и решил навестить свою семью - родителей, братьев и сестер, он отправился на поезде в родной Вальдберген. Но там его ожидало несчастье: отец и мать уже умерли, сестры и братья разъехались, а жители деревни почти не помнили соседского мальчика, который в далекие времена покинул отчий дом. Ведь с той поры прошло около 30 лет!
А теперь я должна открыть вам имя того ребенка: Алоиз Гитлер [Гитлер (Шикльгрубер) Алоиз - 11.06.1837 - 3.01.1903 гг.] - отец Адольфа Гитлера. Понятно, что все описанное выше случилось еще до рождения его единственного сына, которому суждено было прославиться на весь свет.
После печальной поездки в родные края таможенник Гитлер вернулся к месту службы и вскоре женился на женщине, которую полюбил. Она тоже любила его - человека, знавшего в жизни только труд и привыкшего экономить на всем. Жена дружески подсмеивалась над скупостью мужа, что обычно вызывало его недовольство, и он становился очень серьезным.
Через несколько лет у супругов родился сын. Это произошло 20 апреля 1889 года в Браунау на Инне [Браунау на Инне - город в Австрии на границе с Баварией].
Уже на следующий день младенца крестили и нарекли Адольфом. Таковым было начало жизненного пути будущего немецкого Фюрера и рейхсканцлера.
Когда Адольф Гитлер был еще маленьким мальчиком, его отец вышел в отставку. Он больше не работал таможенником, но и не получал от кайзера никакой пенсии. На сэкономленные деньги он купил клочок земли и на старости лет снова стал крестьянином. Родители работали на своем участке, а Адольф и его младшая сестра каждое утро отправлялись в школу, расположенную довольно далеко от отцовского дома, в городке Ламбах. Позже Адольф Гитлер посещал школу в Линце [Линц - старинный австрийский город, ныне входящий в федеральную землю Верхняя Австрия].
Кем должен был стать Адольф Гитлер
Одним ненастным днем Адольфу не захотелось идти гулять на улицу, и он стал перебирать книги отца, одна из которых - о войне и солдатах настолько понравилась подростку, что была прочитана от корки до корки. Речь в этой книжке шла о войне 1870 года, когда старый кайзер Вильгельм со своими солдатами победил французов. У Вильгельма были рейхсканцлер, которого звали Отто фон Бисмарк [Отто Эдуард Леопольд фон Бисмарк-Шёнхаузен (1815-1898) - германский государственный деятель, первый канцлер Германской империи] и генерал Гинденбург [Пауль фон Гинденбург (1847-1934) - немецкий военачальник и политик]. Они-то и помогли кайзеру победить. Военная история так понравилась Адольфу, что ему захотелось стать генералом, как Гинденбург, который вел в бой солдат франко-прусской войны.
Между тем отец часто размышлял над будущим сына. Он думал: "Будет лучше всего, если Адольф станет служащим, как я. У меня достаточно денег, чтобы устроить его в хорошую школу. Сыну не потребуется столько времени, сколько мне, чтобы сделать карьеру. Он сможет подняться по служебной лестнице выше меня и достигнет большего". Однажды Алоиз сказал сыну:
- В скором времени ты пойдешь в реальное училище, где должен быть внимательным и хорошо учиться. Только так со временем ты сможешь стать чиновником.
Отец думал, что мальчик обрадуется. Но тот наоборот испугался. "Чиновник должен целый день сидеть в конторе, писать отчеты, считать и все время рыться в старых пыльных книгах. Это ужасно скучно", - примерно так подумал он и ответил:
- Но я не хочу быть чиновником!
Это очень удивило Гитлера-старшего, и он принялся увещевать Адольфа: сын должен быть благодарен отцу за заботу, сам он, будучи маленьким мальчиком, был напрочь лишен подобного. Но убедившись, что уговорам сын не поддается, в конце концов, разозлился и отрезал:
- Ты будешь чиновником, и покончим с этим!
Так Адольф Гитлер стал учеником реального училища. Среди изучаемых предметов было и рисование. Адольф и раньше им увлекался, рисунки у него получались лучше, чем у большинства других мальчиков. Это заметил учитель и похвалил его. Адольф обрадовался и стал рисовать в любую свободную минуту, даже на переменах. Он слышал, что существуют люди, зарабатывающие рисованием деньги: их называют художниками. Время от времени их можно встретить сидящими где-нибудь у озера или церкви и изображающими все, что их окружает. Есть и такие, кто пишет портреты. Потом художники продают картины, и люди вешают их в комнатах. Мальчик задумался: "Почему бы и мне не стать художником? Тогда мне не нужно будет сидеть в конторе, а работа будет доставлять удовольствие. Мой учитель говорит, что я могу писать хорошие картины".
И отец порой размышлял над тем, почему его единственный сын не хочет понять, что он должен стать чиновником. Он полагал, что с мальчиком что-то не так, если он не желает обучаться такой замечательной профессии. Решив разобраться, в чем же дело, Алоиз однажды спросил:
- Скажи, Адольф, кем же, собственно, ты хочешь стать, если не чиновником? Мальчик воодушевлено ответил:
- Художником, папа!
Сначала отец подумал, что ослышался. Художником? Писать картины? Выбор такой профессии нельзя назвать разумным. Никогда не знаешь, купят ли хотя бы одну твою картину. Можно остаться без куска хлеба. Он объяснил это своему сыну и повторил:
- Ты станешь служащим. Ребенок не может знать, что для него полезно. Однако сын ответил:
- Нет, я стану художником. Отец пришел в ярость и сказал:
- Не думай, что я дам тебе денег на художественную школу. Я не желаю обучать тебя этой профессии!
После этого отношения между отцом и сыном долго не налаживались. Конечно, Алоиз желал Адольфу добра. "Если я сам так стремился стать служащим, - размышлял он, - стало быть, и моему сыну должна подойти эта профессия". Гитлера-старшего очень расстраивало нежелание мальчика овладевать серьезным делом, а тот просто очень отличался от своего отца.
............................................................................................
В новом Рейхе
Дайте мне четыре года!
Первого февраля 1933 года в обращении к своему народу Адольф Гитлер сказал: - Дайте мне четыре года!
В 1937-м эти четыре года истекли. Исполнил ли Фюрер свои обещания? Получили ли рабочие места те шесть миллионов человек, которые были безработными в 1933 году? Да, он выполнил обещанное, обеспечив их работой. Какое-то количество безработных к 1937 году еще оставалось; это были немцы, оказавшиеся слишком слабыми для того, чтобы трудиться постоянно, или же те, кто сами ушли с прежней работы и во время поисков нового места были зарегистрированы безработными. Все остальные трудоспособные люди работой обеспечены.
В 1933 году лишь немногие верили в то, что за столь недолгий срок можно достичь таких значительных результатов. Но это далеко не все, что сделал Адольф Гитлер за четыре года. Если бы я задалась целью рассказать о переменах, произошедших в Германии за эти четыре года, мне пришлось бы написать еще одну такую же книгу. Поэтому я коротко упомяну только самое главное.
В 1933 году в вооруженных силах Германии было всего 100 тысяч человек, а воздушного флота, танков, подводных лодок вообще не существовало. В Рейнской области не имел права находиться ни один солдат.
В 1937 году в Германии была вновь введена всеобщая воинская повинность, каждый молодой немец должен два года отслужить в армии. К этому времени Германия уже обладала отличным воздушным флотом, множеством танков разных типов, новыми подводными лодками и прекрасными военными кораблями. За четыре года в Рейнской области, как и на остальной территории страны, были выстроены хорошие казармы, где разместилось много тысяч солдат.
В 1933-м немецкие автомобили ездили по дорогам, состояние которых оставляло желать лучшего. К 1937 году в Германии были проложены прекрасные автострады длиной свыше 1 000 километров; новые участки пути стали вводиться в строй каждый год.
До того как начала выполняться программа Гитлера, большинство рабочих жили в ужасающе затхлых подвальных помещениях, их дети проводили большую часть времени на шумных и пыльных городских улицах.
В четырехлетний срок тысячи семей переселились в уютные маленькие пригородные дома с садиками у окон, где теперь на свежем воздухе могли играть дети. Строительство такого жилья велось по всей стране.
До 1933 года никто из простых людей не мог похвастаться, что ему довелось хотя бы однажды в жизни совершить путешествие. К 1937-му, благодаря организации "Сила через радость" ["Сила через Радость" - немецкая организация с 1933 г. создававшая возможность организованного отдыха для трудящихся. Специально для нее построены большие круизные суда типа "Вильгельм Густлофф"], по живописным уголкам Германии путешествовали во время своего отпуска уже миллионы.
В 1933 году в стране насчитывалось свыше 40 партий, между которыми не прекращались стычки. Через четыре года, когда осталась только одна партия, НСДАП, идейные разногласия между немцами стали большой редкостью.
Юноши и девушки Германии были в 1933-м членами различных объединений и союзов. К 1937 году осталось только одно большое юношеское сообщество, "Гитлерюгенд", в которое вступает каждый ребенок, достигший 10-летнего возраста.
До 1933-го в Германии повсеместно лучшие места в различных сферах деятельности, будь то журналистика, медицина, юриспруденция или система образования занимали евреи; они были и министрами, и актерами, и певцами. В 1937-м эти профессии были открыты только для немцев.
В 1933-м редко какой немецкий ребенок из семьи бедняков мог надеяться на получение высшего образования. В 1937-м каждый одаренный и здоровый немецкий ребенок получил право посещать школу Адольфа Гитлера, а впоследствии занять высокое положение, коль имеет на то здоровье и способности. При этом совершенно не важно бедны или богаты родители ребенка.
......................................................................................
Как дети могут помочь Адольфу Гитлеру
осуществить второй четырехлетний план
Вы удивились этому заголовку? Может быть, подумали: "Едва ли мы можем чем-то помочь Фюреру, это доступно только взрослым". На это я должна сказать: "Неверно! Вы тоже можете существенно помочь своей стране".
В четырехлетний план входит и пункт о том, что в Германии не разрешается выбрасывать вещи, которые еще можно использовать. Вы уже слышали выражение "борьба за отходы". Это как раз та борьба, в которой дети могут помочь Фюреру.
Возьмем, к примеру, объеденные кости. В больших городах их выбрасывают целыми тоннами.
"Ну что можно сделать с этими костями?" - спросите вы. О, их можно замечательно использовать. Из костного жира и хрящей можно изготавливать мыло и столярный клей, а твердые части кости, если их мелко истолочь, пойдут на удобрение пашни.
В Германии 8 миллионов школьников. Если каждый из вас за неделю соберет немного костей, какая в общей сложности получится гора! Со сбором металлолома дела обстоят так же; у нас не должен пропасть ни один лист алюминиевой фольги, ни один тюбик.
Но это еще далеко не все способы помочь своему народу в исполнении четырехлетнего плана. Нужно хорошо обращаться со своими вещами, чтобы они после вас еще кому-нибудь послужили. Наконец, продовольственные продукты. Вам, конечно, доводилось видеть детей, которые съедают половину бутерброда, а остальное выбрасывают в мусорное ведро. Если так поступает кто-то один, это очень плохо; но если тысячи детей ежедневно выбрасывают на помойку предназначенную им еду, то получается, что огромная часть пищевой промышленности работает впустую. Если вы не будете так делать, то уже этим сможете помочь Фюреру!
Или представьте себе юношу, который заботится о своих ботинках: аккуратно их носит, начищает и вовремя, не дожидаясь, пока протрутся подошвы, отдает в починку. А другой юноша ходит в точно таких же ботинках, не разбирая дороги, не приводя их каждый вечер в порядок, до тех пор, пока дыра захватит не только подошву, но и верх ботинка. Тогда он идет к сапожнику, а тот говорит: "С вашей обувью больше ничего нельзя сделать!" Этот второй юноша гораздо чаще будет нуждаться в покупке новой обуви, чем первый. Подобное касается всего, с чем вы соприкасаетесь: платьев, чулок, книг, тетрадей. Кто хорошо обращается со своими вещами и не допускает, чтобы они преждевременно изнашивались и портились, помогает Фюреру в осуществлении четырехлетнего плана; такой ребенок уже стал маленьким солдатом Германии в ее большой борьбе, хотя внешне пока продолжает оставаться маленьким мальчиком или девочкой! Тот же, кто плохо обращается с вещами, без нужды выбрасывает их, не помогает Адольфу Гитлеру, а затрудняет его борьбу, тот оказывается на стороне врагов Германии. Я совершенно уверена в том, что таким не хочет быть никто из вас.
..........................................................................................
Олимпийские игры 1936 года
Ещё до того, как Адольф Гитлер стал Фюрером, народы мира заключили между собой соглашение, что в 1936 году Олимпийские игры будут проводиться в Германии. Через некоторое время в стране был основан Рейх Адольфа Гитлера, и среди других важных направлений развития нации государство стало придавать большое значение ее физическому развитию. В стране широко распространялись многие виды спорта.
Прежде всего, я вкратце расскажу вам о том, что это, собственно, такое - Олимпийские игры, для чего мы должны ненадолго вернуться в древние времена. Приблизительно три тысячи лет назад в Греции среди молодых мужчин и подростков существовал обычай собираться каждые четыре года и проводить спортивные состязания. Город, в который они для этого сходились и съезжались, назывался Олимпией. От него игры и получили название Олимпийских. Игры включали в себя состязания в беге, кулачных боях и вольной борьбе, прыжках в длину, в метании диска и копья, наконец, в скачках на лошадях и гонках на колесницах. Кроме того, здесь определяли лучшего певца и лучшего поэта. Олимпийские игры регулярно проводились на протяжении приблизительно тысячи лет. Позднее наступили века, когда занятия спортом показались людям не такими уж важными и традиция проводить Олимпийские игры прервалась. Они были преданы забвению. И только к концу XIX века люди начали понимать, как это интересно и полезно - заниматься спортом.
И вот в 1892 году французы предложили устроить нечто, напоминающее древние Олимпийские игры, только на эти состязания должны съезжаться уже спортсмены со всего мира. При этом в соревнованиях могут принимать участие лишь те, для кого спорт не профессия, приносящая деньги, а радость и отдохновение. Таких людей можно назвать любителями, а можно иностранным словом "дилетанты". Повсюду в мире очень много молодых людей увлекаются спортом, и подобные состязания доставляют им большую радость.
Впервые после огромного перерыва Олимпийские игры были устроены в 1896 году на родине этих состязаний в Греции. Четырьмя годами позже их провели в Париже, потом в Америке, затем в Лондоне. В 1916 году игры должны были пройти в Берлине. Но разразилась мировая война, и, конечно, их пришлось отложить. После войны было решено провести Олимпийские игры вновь, и наконец их организаторы наметили собрать лучших спортсменов мира в 1936 году в Берлине.
В связи с этим перед немецким руководством встали ответственные задачи. Фюрер принял непосредственное участие в организации игр в Берлине. Прежде всего нужно было построить большой стадион. Гитлер осмотрел местность, рассмотрел различные архитектурные проекты, и, наконец, утвердил тот план, по которому предстояло вести строительство. Так был возведен великолепный Спортивный стадион Рейха на сто тысяч зрительских мест; дополнительно оборудовано еще одно спортивное поле, устроены водный стадион и стадион для хоккея, а также много других замечательных спортивных объектов.
Письма от желающих участвовать в играх спортсменов пришли почти из 50 стран. Не только из Европы - Англии, Франции, Голландии, Италии, Швеции, Норвегии, но также и с других континентов - из Америки, Африки, Китая, Японии и даже из Австралии. Для многочисленных гостей Олимпиады в Деберице была построена Олимпийская деревня. Это поручение Адольфа Гитлера выполнили силами вермахта.
"Деревня" насчитывала почти 140 коттеджей. Каждый из них состоял из 10-12 комнат, каждая комната была рассчитана на двоих спортсменов. Дома располагались в прелестной рощице, обступившей пруд и лужайку. Все было устроено так, чтобы создать для спортсменов удобства и уют во время отдыха от тренировок и соревнований. В деревне устроили кухню, в которой готовили блюда в соответствии с сорока национальными традициями: ведь участники соревнований съехались со всего мира, и у каждого были свои вкусовые привычки. Для них трудились 40 поваров. Один готовил блюда итальянской кухни, другой - китайской, третий - венгерской или норвежской и так далее. Каждый из гостей шел в столовую, где ему предлагали привычные любимые кушанья.
В Олимпийской деревне жили только мужчины-участники соревнований. Женщинам и прочим посторонним вход сюда был закрыт: спортсменам обеспечивался полноценный отдых и покой. Тем не менее, свое свободное время олимпийцы, съехавшиеся со всего мира, проводили весело и непринужденно, ведь они были молодыми людьми. В деревне дружно жили люди всех цветов кожи, там слышались разговоры на 30-40 языках.
Зимние Олимпийские игры проходили в Гармиш-Партенкирхене с 6 по 16 февраля 1936 года. Там тоже все было превосходно подготовлено. В необходимый момент пошел долгожданный снег. С самой лучшей стороны показали себя на этих играх норвежцы, шведы и финны, но золотые медали получили также итальянцы - в соревнованиях "военный лыжный патруль" (вид биатлона), а в горнолыжном спорте - немцы.
1 августа 1936 года Адольф Гитлер открыл в Берлине летние Олимпийские игры, которые длились до 16 августа. Соревнования проходили каждый день, и ежедневно на спортивную площадку Рейха съезжались тысячи болельщиков. Среди них тоже были люди из разных стран. Когда не стало хватать мест в отелях, гостям были предоставлено жилье в частных домах. Благодаря проведению игр, в Германии можно было увидеть в то лето людей со всех уголков планеты.
На олимпийском стадионе у Фюрера было собственное место. Когда туда выносили знамя, всем становилось понятно, что на трибуне появился самый почетный зритель Адольф Гитлер. Немецкие участники состязаний становились в такие минуты еще усерднее. Немецкие спортсмены могли подойти к Фюреру и подать ему руку. Они считали это хорошим поощрением своих стараний.
На играх был представлены все виды спорта, какие только на тот момент существовали: бег на различные дистанции - от 100 до 10 000 метров, а также марафонский бег, на дистанцию в 42 километра, прыжки в высоту, прыжки в длину, тройной прыжок и прыжок с шестом, гимнастика на всевозможных снарядах, верховая езда, велосипедные гонки, плаванье, гребля, хождение под парусом, футбол, хоккей, баскетбол и многое другое. По каждому виду спорта определялся победитель, ему вручали золотую медаль, достигший второго результата получал серебряную медаль, третьего - бронзовую. В завершение проводилось чествование и торжественное награждение победителей: все три медалиста поднимались каждый на свою ступень постамента, на их головы возлагали венки; под звуки государственного гимна, исполняемого оркестром, поднимали знамя страны, из которой приехал спортсмен, занявший первое место. Если победителем оказывался немец, то оркестр исполнял гимн Германии и песню Хорста Весселя.
Немцы показали себя образцовыми борцами за победу на Олимпийских играх. Они завоевали большинство золотых медалей. Многие спортсмены из других стран тоже добились замечательных результатов. В очень сложных состязаниях по марафонскому бегу на 42 километра победу одержал японец.
Участники признали, что организация Олимпийских игр была безукоризненной. Приехавшие в Германию спортсмены чувствовали себя здесь очень комфортно. Выдержали испытание новые спортивные площадки; участникам игр очень понравилась Олимпийская деревня; отличным оказалось и транспортное сообщение. Совсем непросто организовать ежедневные перевозки на стадион и со стадиона ста тысяч человек во всех направлениях так, чтобы не было толкотни и долгого ожидания. Но и эта проблема была решена блестяще: каждые две минуты по маршруту отправлялся скоростной поезд, наготове стояли целые ряды автобусов и трамваев, использовалось и метро. Повсюду были установлены громкоговорители, объявлявшие, как можно добраться до нужного места, где найти свободные поезда и узнать время их отправления. Благодаря всему этому, нигде не возникало скопления людей, все быстро добирались, куда им было нужно.
В заключение расскажу об олимпийском огне. Он горит в течение всех игр в огромной чаше, установленной посреди стадиона. Пламя для этого огня доставляют из Греции, из города Олимпия, где в древние времена проходили спортивные состязания.
Вот и в 1936 году в Олимпии был зажжен факел, который подхватил и понес юный грек. Через некоторое время уставшего бегуна сменил другой греческий юноша, который зажег свой факел от факела из Олимпии и побежал дальше. Так огонь передавали от одного к другому сначала в Греции, где спортсмены преодолели путь в 1 000 километров. Затем бегуны пересекли Болгарию, Югославию, Венгрию, Австрию, тогдашнюю Чехословакию, границу Германии и оказались в Берлине. Весь путь составил 3 000 километров. Сотни молодых людей из различных стран помогали нести олимпийский огонь, пока он наконец не был доставлен в Берлин. И где бы ни оказывались несущие факел, их повсюду радостно приветствовали местные жители.
Все, кто участвовал в прошедших в Берлине Олимпийских играх или сопереживал им, вспоминают о них с искренним удовольствием. А по мнению немцев, Олимпийские игры 1936 года имели такой большой успех потому, что после первых лет правления Адольфа Гитлера Германия стала сильной и прекрасной страной.
НУ - И Т.Д.
ТЕКСТ КНИГИ МОЖНО НАЙТИ В ИНТЕРНЕТЕ.
КРАЙНЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ИНТЕРЕСНО!