Sep 05, 2024 11:48
"... Ведь вы маркиз де Карабас,
Потомок самых древних рас,
Средь всех отличенный маркизов."
Николай Гумилев
Роман из позднего периода творчества Рафаэля Сабатини вышел в 1940 году, в самом начале Второй Мировой.
К этому времени литературная слава отца капитана Блада и Скарамуша уже клонилась к закату. Писатель только вышел из тяжелого личного и творческого кризиса, связанного с гибелью единственного сына и разводом. Долгое время живя почти затворником , он постепенно начинает снова публиковаться в жанре какой и прославил его прежде - историческом романе с сильным приключенческим элементом.
Увы, выйти на свой прежний уровень начала и середины двадцатых, когда были написаны его лучшие произведения уже не получалось, да и прежнего запала на седьмом десятке лет ожидать было трудно. Тем не менее, Сабатини используя черновики и старые наброски пытается развивать свои, как сейчас говорят "франшизы", а именно капитана Блада и Скарамуша. продолжения которых выходят в 1931 году. Оба романа сразу открыто и прямо напоминают прежним поклонникам о новом появлении любимых героев согласно тогдашнему издательскому маркетингу: "Возвращение Скарамуша" и "Капитан Блад возвращается", более известный затем как "Хроника капитана Блада". И это был успех, как с точки зрения стиля повествования, так и читательского интереса пусть и не на прежнем уровне.
Через почти десять лет Сабатини вновь заходит в "сеттинг" Французской революции, в которой разворачивался сюжет его дилогии о приключениях деревенского адвоката и театрального актера Андре-Луи "Скарамуша" Моро прокачавшегося до лучшего фехтовальщика Франции и депутата Национального собрания.
Теперь же главным героем становится Кантэн до Морле, отпрыск аристократического семейства анжуйских маркизов де Шавере, рано лишившись отца, с детства жившего с матерью в Лондоне, и, в достаточно молодом возрасте ставшим, благодаря своим природным талантом, владетелем и гуру собственной школы фехтования, приносящей стабильно высокий доход. Это и позволяет Кантэну быть почти истинным англичанином, не заинтересованным в спорах с францускими высокородными родственниками о дележе имущества предков на континенте, тем более что там уже хозяйничают санкюлоты и якобинцы, конфискующие поместья как прямых врагов революции из дворян, так и любых эмигрантов.
Но эмигрантская тусовка перебивающаяся мелкими подачками от английского правительства и случайными подработками не всегла достойными представителей высшего сословия, все же завлекает героя в водоворот событий. Поводом к этому становится близкое знакомство Кантэна со своей очаровательной кузиной Жерменой, так и с которой начинает испытывать взаимный уже неродственный интерес, а также с кузенами мужского пола, ненавидящими его за пока призрачную но тем не менее главную позицию наследника всего маркизата и презрительно величающими его маркизом Карабасом намекая на известеую сказку Перро о крестьянском сыне и его Коте в сапогах.
Началом выхода из анабиоза мирной лондонской жизни становится весть о термидорианском перевороте и попытке нового правительства Франции пойти на определенные уступки "бывшим" во имя возможного национального примирения в будущем. Обьявляется, что пока еще не национализированные поместья могут быть возвращены прежним владельцам-эмигрантам, не замеченным в открытом противостоянии с революционерами. Главное теперь прибыть с документами на собственность в родной департамент не позже полугодв с момента провозглашения указа в противном случае по истечении срока поместье будет выставлено на аукцион.
Герой получает официальное письмо и собирается в путь несмотря на ряд прелостережений от симпатизирующих ему лиц. Далее следуеют приключения в Анжу и Бретани в время последней серьезной попытке роялистов переломить ситуацию - десантной операции на полуострове Киберон летом 1795 году.
Несомненые плюсы романа
а) Великолепный фирменный стиль Сабатини с иронией и латинизмами. Несмотря на некоторую прстранность и местами многословность описаний и определенную картонность части персонажей, читается все отлично и легко, особенно на фоне современных попыток в этом жанре.
в) Отличноый саспенс и хорошая подача экшена, которого здесь все же немного. Очень интересно пусть и поверхностно поданы реальные исторические лица как организатор всей экспедиции граф Пюизе (его мемуары Гюго использовал создавая "белую" часть "Девяносто третьего года"), командующий роялисткими регулярами генерал д’Эрвильи, главари шуанов Кадудаль и Тентеньяк. Даже зная что "Колчака расстреляют" следить за всеми перипетиями было захватывающе.
Минусы:
а) Сабатини перестает заморачиваться с раскрытием главного героя. Кантэн лишь слабая копия яркого и многогранного Андре-Луи из "Скарамуша". Да и никакими талантами кроме высоких навков фехтования и в основы логики у него нет. Но даже их хватает выглядеть на голову выше всех антагонистов из аристократического лагеря, с их чванством и пустой напыщенностью. Собственно сами события здесь интереснее приключений главного героя.
в) Интерес главного героя Жермена бесцветная пустышка даже на фоне Алины из Скарамуша, которая тоже глубиной не блистала. Арабелла Бишоп остается недостижимым идеалом прошлого.
с) Довольно силная небрежность по историческим фактам, особенно связанным с происхождением Кантэна, из-за чего это становится очобенно заметным, как и пара ненужных роялей в кустах в духе штампов исторических романов того времени.
Но как вердикт, достойное и увлекательное чтение, пусть и не шедевр
20 век,
что читать - история,
16-18 века,
приключения,
историческая