Взросление. Ответственность. Шоколад
Я во двор выходила с коробкой конфет,
И всегда мне мальчишки кричали во след:
"Эй, шоколадка!"
Героиня этой книги, если бы ей пришло в голову выйти во двор с коробкой шоколадных конфет, отправилась бы прямиком в исправительное заведение для малолетних правонарушителей "Свобода", названное так не в насмешку, а по топографической инерции, потому что расположено в пьедестале бывшей статуи Свободы, от которой нынче остались лишь ступни - ценный сплав, из которого была сделана Женщина-с-факелом, пустили на производственные нужды. 2083, Америка переживает сильнейший экономический спад: вода страшно дорогая, значительная часть продуктов и вещей по талонам, частных автомобилей практически не осталось. Кофе и какао под запретом.
Вот с этого места можно поподробнее? Можно и нужно, потому что сюжет трилогии "Право по рождению" (Birthright) строится вокруг нелегального шоколадного производства семьи Баланчиных. А содержание составляют попытки наследницы семейного дела и фамильных проблем Ани, несмотря на принадлежность к Клану, выжить, жить и работать, сохранить в целости дорогих ей людей и быть счастливой. Я где-то понимаю, почему "Астрель" остановилась на названии "Шоколадная принцесса", вместо оригинальных "Вещей, которые я сделала" All These Things I've Done - принцессы и шоколад продаются лучше отчетов о проделанной работе. Но тут они попали впросак, целевая аудитория не оценила достаточно серьезного содержания под зазывной обложкой, обиделась, наставила двоек и практически похоронила выход трилогии на русском (если предположить, что мнения читателей играют роль для издателя, а в 2012 с небольшими издательствами так и было).
Это Габриэль Зевин, чей роман "Завтра. Завтра. Завтра" стал абсолютным победителем в читательском голосовании и лучшей книгой прошлого года по версии Goodreads, там есть победы по номинациям и лучшая книга в целом, так вот, история создателей компьютерной игры сделала всех соперников. Трилогия Ани Баланчиной написана десятилетием раньше, и по духу соответствует не тучным российским нулевым, на исходе которых пришла в русскоязычное пространство с их слоганом "Никто никому ничего не должен". Скорее передает самоощущение тех, чье взросление пришлось на девяностые: ранняя ответственность, необходимость подчинять свои желания заботе о тех, кто от тебя зависит, даже если ты всего лишь девушка-подросток.
Аня с бабушкой Галиной, старой и больной, младшей сестрой Нетти (Натальей) и старшим братом Лео живет в Нью-Йорке. Дети давно осиротели, родители погибли в результате мафиозных покушений на отца, тогда же тяжелая мозговая травма затормозила развитие Лео и теперь у него мозг восьмилетки в теле молодого мужчины. Бабушка практически лежачая больная под капельницами. Выходит, что Аня в ее шестнадцать самый дееспособный и трезвомыслящий член семьи. Финансовых проблем у них нет, фабрика продолжает функционировать под контролем семейного юриста, девочки учатся в престижной католической школе. Почему не православной? Ну, их мама была красавицей ирландской полицейской, которая на беду полюбила не того человека, но дала им католическое воспитание, и Аня, например, живет в соответствии с усвоенными принципами: ходит к исповеди, а добрачный секс для нее немыслим.
Книга начнется с попытки ее официального бойфренда и одноклассника Гейла склонить Аню к тому, чтобы заняться сексом. Несколько более агрессивной, чем можно счесть простым обсуждением совместных планов. Героиня отказывает и рвет с мажористым пареньком, а тот в отместку распускает о ней грязные слухи по школе. Она надевает тарелку с лазаньей ему на голову, попадает к директору и знакомится с новичком в школе Вином, сыном помощника окружного прокурора. По дурацкой логике вещей, которая в жизни случается не реже, чем в литературе, между этими двумя, которым держаться бы друг от друга подальше, возникнет неодолимое притяжение.
Дальше будет столько разных вещей, что проще сказать, чего не будет - спокойной уютной жизни. Конкуренты добавят опасный токсин в партию "особого черного шоколада Баланчиных" (фабрика работает, как считается официально - на экспорт, шоколад не везде в мире запрещен, и в семью плитки регулярно привозятся, а Гейл явится как-бы с извинениями и украдет две из той партии); Аня таки попадет в Свободу за отравление бывшего парня, которого не совершала, и заключит с папой Вина пакт - отказ от его сына в обмен на освобождение. В общем, много чего случится.
Классная книжка. Не радует, что продолжения трилогии нет в приличном переводе, два следующих тома в кошмарном машинном, но таки я их прочла, потому что они того стоят. И совсем не только для подростков. Хотя у Зевин трилогия Birthrigh из самых наименее титулованных. Но любим мы не за награды, а за хорошо рассказанные интересные истории.