Я нашёл писателя, который может так исповедально и откровенно, тонко и эстетично писать о своём интимном и душевном, что мне даже не так важно уже о чём он пишет...
*
📃Юкио Мисима, «Исповедь маски»
Первая публикация: 1949 г.
Место: Япония
Изд-во: Азбука (СПб) 2016 г. - 256 стр.
"Моя боль сказала мне - «Ты - не человек. Тебя нельзя и близко подпускать к другим людям. Ты - грустное и ни на что не похожее животное"
*
Экзистенциальный поток сознания как у Вирджинии Вулф, глубокий самоанализ и самокопание как в De Profundis ("Тюремная исповедь") у Оскара Уайльда, простота слога, но в то же время витиеватость и японская лиричность, которые умело и профессионально передал замечательный перевод с японского Григорий Чхартишвили (он же Борис Акунин)... 24-летний Кимитакэ Хираока (ставший известным потом как Юкио Мисима) пишет почти автобиографичный роман о своём взрослении, о первых проблесках осознания своего "Я", своей телесности, своей сексуальности, вообще о том, как он пытается из глубин сознания вызволить себя настоящего... Но приходится притворяться и надевать маску, с которой мы имеем дело в данном повествовании, разворачивающемся на фоне предвоенной (и потом уже военной) Японии 30-40х годов ХХ века.
*
📖"Кроме того, моя игрушка поднимала голову каждый раз, когда я представлял себе смерть, кровь и мускулистое тело"
*
Да, книга, несомненно, о человеке тонко чувствующем, живо откликающемся на окружающий мир и трепетно излагающем свои всевозможные порывы. Здесь Танатос переплетается с Эросом (привет дедушке Фрейду) - жажда крови и смерти тесно связаны в сознании героя с сексуальным влечением к эфебоподобным юношам с выпуклыми мышцами. Но здесь нет пошлости, нет откровенных сцен, фантазии читателя ну будут будоражить интимные сцены совокуплений, отнюдь. Мисима делает первый серьёзный шаг в своей писательской карьере, и вы словно погружаетесь в рефлексирующее сознание юноши, только начинающего понимать - что он такое есть, почему он такой и может ли латентный гомосексуализм быть неким образом "излечен".
* * *
📖"Если человеческая страсть обладает силой, позволяющей ей воспарять над многими несуразностями, то не способна ли она возвыситься и над собственной абсурдностью?"
*
Ещё раз убеждаешься, что самое лучшее в написанном - написанное собственным сердцем, даже если это табуированное обществом или некими ценностями повествование, душевное излияние, выходящее за чьи-то рамки понимания. Это потом Мисима станет знаковым писателем второй половины ХХ века, продолжателем японского эстетизма и трижды номинантом на Нобелевскую премию, а сейчас перед нами хрупкая душа, говорящая с нами напрямую через только формирующийся писательский талант, впоследствии ставший именитым.
*
Чтение книги стало для меня подтверждением моих домыслов о человеке как противоречивом клубке страстей, о любви без знака "плюс" или "минус", о генетической предрасположенности к гомосексуальности, о том, что понять себя весьма непросто, что для этого нужно пройти свой путь и прожить собственную маленькую или большую жизнь/трагедию.
*
📖"Целомудрие - разновидность эгоизма, в основе которого лежит всё то же физическое желание"
*
📖"Любопытство не ведает этики. Возможно, это самая безнравственная из человеческих страстей"
*
Однозначно, я продолжу знакомство с этим прекрасным писателем и возьмусь в следующий раз за вершину его творчества (и японской литературы ХХ века) - роман «Золотой храм» (1956).
________
Оценка книги: 4,5/5