Если вы смотрели одноименный фильм со Скарлетт Йоханссон в главной роли - считайте, что вы абсолютно ничего не знаете о книге. Это два разных художественных произведения. Фильм хорош, но к книге он имеет крайне мало отношения.
Мишель Фейбер - темная лошадка. Он пишет странные, порочные, откровенные книги о том, что ему не должно быть ведомо. Он не женщина. Он не инопланетное существо. Он не инопланетное существо женского пола. Но тогда почему эта книга выглядит ТАКОЙ реальной, будто все описанное имеет место в настоящей жизни? Наверное, это именно то, что принято называть словом «талант».
Весь роман - это набор дверей в старом полуразрушенном доме. В нем живет девушка по имени Иссерли, которая не интересуется ничем из того, что является неотъемлемой частью жизни любой другой девушки. Все её вещи словно сняты с разных людей. Ботинки сшиты на заказ из-за странной формы ступней. У неё нет менструации. Никогда. Периодически её испещренная шрамами кожа покрывается пушком, а затем шерсткой, которая делает её похожей на диковинное животное. Она не читает книг. Не слушает музыку. Но, было время, когда Иссерли сутками напролет смотрела телевизор, силясь вникнуть в уклад жизни водселей, населяющих эту планету. Их язык, интересы, радости и горести… Иссерли трудно понять все это.
Она открывает первую дверь: непонимание.
Как и Иссерли, читатель первое время не будет понимать решительно ничего. Потому что Мишель погружает его в происходящее прямо на полуслове: что-то уже происходит, но ты видишь это максимум с середины. И не жди, что тебе объяснят, что такое муссантовый паштет или почему на родине странной девушки воздух необходимо вырабатывать, используя дешевую рабочую силу. Читатель видит, как Иссерди колесит по дорогам Шотландии на старенькой машине и подбирает одиноких мужчин-автостопщиков, придирчивая выбирая самых больших и «мясистых». Она неказиста, повадки странные, зато вызывающе белая огромная грудь так и вываливается из выреза майки на радость пассажирам. Шаг за шагом она вынуждает их вступить в диалог, выясняя - есть ли жена, дети, ждет ли кто-нибудь где-нибудь. Нет? Значит, тело обмякает в кресле после укола. А на некой ферме его забирают странные существа, передвигающиеся на четырех конечностях и помахивающие гибкими хвостами.
Вторая дверь, куда ступает Иссерли: боль.
Ежедневная выматывающая физическая и душевная боль, которая и составляет основу романа. Разделывание водселей на аппетитные куски мяса - это лишь декорации. Боль от того, что ты вынужден находиться не в своей шкуре - это главное. Чтобы хоть немного понять, о чем идет речь, представьте: вас хирургически согнули пополам, заставив передвигаться, словно собак или еще чего похуже. Ваши груди отрезали, а вместо них - уродливое вымя. Все половые органы вылущены и кое-как зашиты. Вы обросли густой шерстью, а к копчику вам пришили хвост. И это необратимо. Вы никогда больше не сможете заняться любовью или как следует потянуться. Вам придется забыть про мягкую чистую кожу и привычные радости. Ровно также чувствовала себя Иссерли, которая вынуждена ходить на двух ногах, постоянно сбривать шерсть и вспоминать о сексуальном наслаждении только в глубоком сне. Иссерли больше нет. есть только кусок уродливого мяса.
Последняя дверь, которую открывает Иссерли: успокоение.
Несмотря на все, что было, у неё есть маленькая тайна: она видит удивительный мир, где воздух чист и свеж, а вода падает с неба так, словно никогда не кончится. Она видит овец. И море. И облака. И, пожалуй, заплаченная Иссерли цена все-таки имела смысл - этот мир прекрасен. Особенно, если рядом нет водселей с их дикими проблемами и глупостями.
Еще одна важная тема, которую поднимает роман: тема гипертрофированного вегетарианства и мясоедства. Для расы Иссерли водсели (т.е., люди) - это животные. Тупое примитивное стадо, которое не зазорно есть, тем более, мясо так приятно на вкус. И только добытчики мяса в курсе, что водсели являются пусть и примитивным, но все-таки сознательным народом. Так можно ли их есть лишь потому, что они не достигли определенного уровня развития? Кроме Иссерли в романе появляется еще один неоднозначный герой, которого, увы, не было в фильме - Амлис Весс. Будучи сыном владельца поставщика мяса водселей, он бунтует и становится «вегетарианцем». Прав ли он? Или права Иссерли, которая при всей своей осведомленности уверена: не подобает равнять себя со скотиной?
Это очень странный роман. Непростой роман. Стоит ли его читать? Однозначно!