Неоднократно я уже говорил, что коммунистические отношения довольно просты и люди творческие, неординарно мыслящие должны обязательно «натыкаться» на эти отношения, проводя социальные эксперименты.
Вот и бразильский бизнесмен, автор книги, эмпирическим путем «построил коммунизм» в собственной фирме, полученной им в наследство от отца.
Разумеется, преуспевающий г-н Семлер всячески открещивается от подозрений (а таковые возникали неоднократно) в коммунистических взглядах:
«Мы не являемся ни социалистами, ни капиталистами в чистом виде. Мы берем самое лучшее из этих и из многих других неудачных систем и перестраиваем работу таким образом, чтобы коллективное мышление не подавляло индивидуальные достоинства, чтобы руководство не затерялось в нескончаемых поисках консенсуса, чтобы люди могли работать, как и когда считают нужным, и чтобы боссы не были похожи на родителей, а рабочие - на детей. В основе нашего смелого эксперимента лежит настолько простая истина, что она могла бы даже показаться глупой, если бы люди чаще обращали на нее внимание. Компания должна вверять свою судьбу сотрудникам» (курсив автора).
Какие же «правила игры» введены в компании Semco, если они не капиталистические и не социалистические, но при этом показывают величайшую экономическую эффективность и делают счастливыми своих работников? Ежику понятно - коммунистические!
Много новинок придумал автор для кардинального улучшения системы управления на предприятиях. (Заводы Semco изготавливают оборудование для пищевой промышленности, судостроения, кондиционирования воздуха и др.) Эти новинки, в основном, можно назвать рационализаторскими предложениями, которые годятся для любой системы.
Но в чем «коммунизм»? Что именно меняет уклад с капиталистического на принципиально иной? Объясняю. На каждом предприятии (а они специально разукрупнены так, чтобы коллективы были примерно по 150 человек) избирается фабричный комитет из рабочих, куда не имеют права входить никакие менеджеры. Фабком получает реальные права и реальную власть, как производственную, так и кадровую. Аналогичные права и власть, только на первичном уровне, имеют и бригады. Таким образом, рабочие реально участвуют в управлении производством и решают судьбу как собственную, так и своих непосредственных руководителей.
Вот, в принципе, и всё. Неужели так просто, спросите вы. Да, очень просто для понимания, легко внедряется, при желании, в любых масштабах, от бригады до государства. Одна загвоздка - желания ни у кого нет властью делиться. Ни в Бразилии, ни вообще на Западе. Не было такого желания и в СССР. Отсюда и печальный итог.
А книга написана легко, с воодушевлением. Еще бы! Автор любит свое дело и радуется успехам. Порадуемся и мы его успехам, горько сожалея о том, что некому «построить коммунизм» на нашем предприятии.