Нил Гейман "Океан в конце дороги".

Jun 01, 2014 07:05

  Как  ни  пытайся  растянуть  хорошую  книгу  небольшого  объема  "на  подольше",  все  одно  -  кончится  слишком  быстро.  Будь  она  хоть  сто  раз  стрейч,  да  хоть  из  чистой  лайкры.  Все  хорошее  имеет  свойство  заканчиваться  скоро. Недавно  наткнулась  на  обсуждение  читательского  отзыва  (восхищенного)  о  другой  книге.  Дама  имела  неосторожность  сравнить  впечатление  от  романа  с  глотком  хорошего  виски.  Вкус  прежде  один,  после  меняется,  еще  потом  вовсе  третий.  В  целом  -  мне  понравилось,  как  у  нее  это  было.

Автору,  кажется,  тоже.  Но  кто-то  из  его  высоколобых  друзей,  имеющий  точное  знание  о  допустимости-недопустимости  сравнений  в  рецензиях,  авторитетно  заявил,  что  за  гастрономические  в  отношении  книг  нужно  расстреливать  на  месте  (или  еще  каким  способом  изничтожать).  И  все  согласились.  Так  вот,  эта  преамбула,  чтобы  объяснить:  сравнение  с  тканью  употребила  сознательно.

Он  разный,  Гейман.  Массив  "Американских  богов",  такая  глыба  темного  янтаря  размером  с  египетскую  пирамиду.  Пронизанный  мышиными  ходами  кусок  сыра  (да-да-да,  именно  что  кусок  сыра)  "Коралина".  Многослойные  китайский  бумажный  фонарик  "Детей  Ананси"  и  нарезанный  неровными  лентами  кинопленки,  небрежно  схваченный  посередке  со  свободно  трепещущими  концами  "Песочный  человек".  Эта  книга  ткань.

Ткань  мироздания,  тонкая  и  прочная,  прикрывающая,  однако,  успешно  глубины  хаоса  под  собой.  Она  нежна  и  уязвима,  хотя  кажется  незыблемой.  И  герою,  мальчику  семи  лет,  за  небольшой  промежуток  времени  доведется  увидеть  локальное  -  в  масштабах  одной  семьи  и  одной  личности  -  расползание  истончившейся  материи.  И  глобальное  -  армагеддон,   начавшийся,  да  не  оконченный.  Его  усилиями  и  усилиями  странной  девочки  Летти.

Которая  одновременно  и  не  девочка  вовсе  -  ткань  из  рода  портних.  Как  такое  может  быть?  А  вот  так.  Боги  издавна  употребляли  для  встреч  с  людьми  разные  обличья  (эпифании  это  называется).  Не  в  состоянии  хрупкое  человеческое  сознание  воспринять  нечто,  в  мириады  раз  большее  его  и  не  быть  разорванным  в  клочья.  Девочка  с  фермы,  живущая  с  мамой  и  бабушкой,  время  от  времени  подправляющая  ткань  реальности  "здесь  подрезать, там  подшить"  -  это  для  всех.  Тому,  кто  ближе, можно  показаться  в  другом  облике.

Есть  еще  зло.  Огромное  в  масштабах  реальности  ребенка  и  смешное  ("блоха")  для  обладающих  истинным  зрением.  И,  являясь  домашним  мальчика  красивой  женщиной,  его,  кто  чуточку  приоткрыл  глаза,  уже  не  обманет.  Она  клочья  терзаемой  ветром  ветхой  гнилой  дерюги.  Сильный  контраст  с  прекрасной  гладкой  прочной  и  сияющей  тканью,  какой  предстает  Лэтти.

Я  тут  увлеклась  заманчивыми  трикотажными  ассоциациями,  прошу  прощения.  Книга  хороша.  И  она  о  том  для  меня,  что  некто,  обладающий  неизмеримо  большими,  чем  ты,  возможностями,  вступится  за  тебя  только  если  увидит  -  ты  того  стоишь.  Твой  Мир стоит  спасать,  потому  что  в  нем  есть  ты.
Previous post Next post
Up