Прочитав недавно «Двух братьев» Бена Элтона, роман о еврейской семье в Германии времен национал-социализма, без дополнительной биографической информации об авторе я почему-то решила, что он трагик. Оказалось, скорее комик. Бен Элтон пишет сценарии для телевидения, для таких сериалов, как «Тонкая голубая линия», а также выступает в жанре stand up (как наш Comedy Club, что ли?). А еще у Бена Элтона есть опыт работы в театре. В общем, разносторонняя личность, и, выходит, «Два брата» - нетипичная для него вещь (зато в некотором смысле автобиографичная), а так он ближе к юмору. Blast from the past отлично это подтверждает, к тому же, даже если бы я не читала никаких статей про автора, я бы, наверное, догадалась, что Элтон как-то связан с театром. «Звонок из прошлого» запросто мог бы быть пьесой: число активных действующих лиц, «говорящих голов», ограничено, пространство может быть ограничено одной комнатой (квартира Полли), действия как такового нет, но конфликт острый, как в «Резне» Полански.
Помните, как в «Резне» герой Кристофа Вальца говорит о том, что цивилизация - это тонкая пленка, которая пытается сдержать плотину? В природе человека быть нетерпимым, агрессивным, добиваться удовлетворения своих желаний (сексуальных в немалой степени).
Безусловно, мир меняется, и, как сказала героиня в «Звонке из прошлого»), даже на власть придержащих накладывают сейчас немыслимые еще не так давно ограничения. Например, президенту сверхдержавы не пристало распутничать с практикантками. А для Генриха VIII перепортить всех фрейлин было в порядке вещей. Сейчас публичные люди должны «соответствовать» и всегда помнить о том, что любое их действие или высказывание может оскорбить меньшинства. Хотя, собственно, сама эта риторика про меньшинства и дискриминацию уже не так. Элтон стебет «обратную дискриминацию» - это когда некоему WASP`у отказывают в повышении в пользу менее квалифицированной однорукой лесбиянки из Зимбабве. И в современном толерантном, прогрессивном обществе есть даже специальные люди, чиновники, которым платят за то, что те внушают оскорбленным WASP`ам, что, несмотря на текущую дискриминацию, в целом у них все хорошо, и очень скоро они заметят позитивный эффект на страну в целом от того, что ущемили их, а не более уязвимого представителя одного из меньшинств. Иными словами, спасибо товарищам либералам за наш счастливый образ жизни! (Условно «наш», все-таки Элтон пишет про Запад) Кстати, Полли, главная героиня, как раз работает в муниципалитете консультантом по вопросу обратной дискриминации. За что в итоге огребает по самые помидоры, но не хочу спойлерить.
Однако, несмотря на квоты на женщин-морпехов и прочие вещи такого порядка, мир в целом остается нецивилизованным, и надо смотреть фактам в лицо. Для таких людей, как Полли, которые всю жизнь протестовали то против ракет НАТО, то против бритья ног, эта глубинная, неискоренимая либеральным толченьем воды в ступе во всяких Европарламентах всемирная нецивилизованность выражается в том, что ну нельзя Полли расслаблять булки! Если официально мачизм журят, это не значит, что удалось искоренить неравенство полов. Или что хотя бы существует надежная законодательная защита от агрессии. Тому в книги несколько примеров. Во-первых, Полли сама стала жертвой сталкера, и поделать с этим через суд ничего не может. Как говорит наша мили-полиция, «нет состава преступления», «в возбуждении дела отказано». Пока нет изнасилования или трупа, никто не пошевелится. Другой пример из романа - немецкая девушка Хельга, подавшая в суд на солдат американской армии, устроивших с ней групповуху в отеле. Это тоже правоохранительное клише: сама-дура-виновата, называется. Таким образом, при том, что реально ничего не меняется, феминисткам бросают время от времени кости: высокопоставленные женщины-чиновники, особый новояз (анти-сексистский якобы, на деле - просто дурнина) и т.д.
Элтон поворачивает разговор к тому, что эта тотальная шизофрения про дискриминации уже начинает ударять по тем, кто все это начал. Есть случаи частные, например, когда женщину-военнослужащую уволили за аморалку (переспала с женатым). Собственно, всем чхать. Но теперь уже это дело принципа. Потому что, если бы вскрылось, что офицер-мужчина так низко пал, его бы всенародно заклеймили. Следовательно, и женщину надо уволить из армии, чтобы своим поведением не позорила честь мундира. А глобально стремление к гипер цивилизованности оборачивается тем, что в политиках теперь не волевые лидеры, как когда-то - Маргарет Тэтчер, а безликие бесхребетные карьеристы. Единственное достижение политиков этой новой формации - их не в чем упрекнуть, нет на них компромата. А почему они не сделали ничего компрометирующего? Очень просто. Они вообще ничего не делали.
Конечно, писатель Бен Элтон за мир, терпимость, любовь, семейные ценности и честные выборы. Безусловно. И я как читатель, само собой, за безопасность, за то, чтобы ходить по улицам, не опасаясь маньяков. Законы и вообще достижения цивилизации позволяют нам наслаждаться всем этим. Но инстинкты все равно не обороть. Допустим, сборище подвыпивших возбужденных мужиков - это потенциальная проблема. Даже в западной демократической стране. Не только где-то в Никарагуа.
«Звонок из прошлого» - острая социальная сатира. Автор прошелся по таким вопросам, как проблемы армии, смертной казни, протестных движений и одиночества. В центре сюжета Полли и Джек. Женщина и мужчина. Англичанка и американец. Борец за мир и генерал армии. Либерал и ультра-консерватор. Споры настолько жаркие, что сексом некогда заняться! И, что вы думаете, договорились они до чего-то конкретного? Не более чем в уже упомянутой «Резне» Полански. Я думаю, автор хотел в итоге напомнить о традиционной британской добродетели - это common sense, т.е. здравый смысл. Вроде взрослые люди, а с удивлением узнают, что даже если с хомячком сюсюкать, он все равно остается пусть маленьким, но зверем, и может поэтому как-то даже выжить в парке, а не только в гостиной. Бесполые безликие разрадостные граждане общества с культурой потреблятства оказались недееспособными, хуже того хомяка. Грустно, но готовых решений, конечно же, в этой книге нет. Но если чисто в рамках common sense, то надо двигаться в сторону того, чтобы не прятать индивидуальность, не бояться быть счастливыми, порицать Тэтчер, если хочется, но хотя бы признавать, что у таких, как она, есть яйца. Мне кажется, это еще выполнимо в российских реалиях, где процветает рейтинг мачо Путина, а либералам особо слова-то и не дают. А в западной культуре даже рецензию на Blast from the past пришлось бы, наверное, сочинять сильно в общих чертах, типа, ну да, witty (остроумно).