Стивен Фрай "Как творить историю"

Feb 11, 2014 22:44

Подозреваю, что буду стопятьсотым рецензентом этой вещи. Тем не менее рискну, ибо того стоит. Шикарная книга. "Как творить историю" - первое, что я прочитал у Фрая, и меня здорово впечатлило. Умеет создать настроение и захватить.

Все. На этом предлагаю остановиться и не читать отзыв дальше, если Вы планируете взяться за саму книгу (что я Вам настоятельно рекомендую). Я не удержусь, чтобы не раскрыть некоторые моменты, которые было бы гораздо интереснее усвоить постепенно из самой книги. Терпеть не могу раскрывать, что убийца - шофер, и сам такие отзывы ненавижу, но тут, чтобы дать хоть какое-то представление о сюжете, придется слегка приоткрыть занавес.



Итак я предупредил. Хотите читать дальше, воля Ваша...

"Как творить историю" - это фантастика. Но не классическая фантастика с космическими кораблями и путешествием во времени, а вполне себе реальная жизнь, которая в какой-то момент просто перескакивает на другую историческую линию.

Главный герой - некто Майкл Янг пишет диссертацию о ранних годах жизни Адольфа Гитлера. А тем временем некий профессор изобретает что-то вроде машины времени. Дальше, я думаю, догадаться несложно. Естественно, им приходит в голову великолепная идея спасти человечество от фашизма, самую малость подправив историю. Те, кто любит фантастику, наверняка уже вспомнили "И грянул гром" Рэя Бредбери" и многочисленные прочие вариации эффекта бабочки. Именно на этой идее и построен роман Стивена Фрая. Но несмотря на заезженность темы, Фраю удалось изложить все настолько увлекательно и свежо, что я две ночи с трудом заставлял себя закрыть книгу.

Подробнее описывать сюжет не хочу, а отвлеченно рассуждать о преимуществах и недостатках фраевского слога бессмысленно. В рецензиях часто пишут о тонком фраевском юморе. Но особого юмора Вы здесь не встретите. Точнее, нет шуток, над которыми будете смеяться. Есть просто несколько ироничный стиль повествования, вызывающий улыбку. Приведу некоторые отрывки из книги, по которым Вы сами сможете оценить этот стиль.

"Поганая штука - числа. Их попросту не существует. Нет такой сущности, как Четыре. Хуже того, совсем уж нет и такой сущности, как Минус Четыре"

"Как говорила обо мне (и при мне) моя мать, "Он, знаете ли, в компании краснеет". Ясное дело, высказывание это здорово мне помогало"

"Что в свой черед напомнило мне слова, которые Дэвид Хокни произнес, впервые увидев старого Одена: "Мать честная, если у него такое лицо, на что же похожа его мошонка?"

Просто шикарно охарактеризована современная паранойя по поводу обеспечения безопасности:
"Если существует слово, пригодное для описания нашего века, так это, скорее всего, Безопасность, или, говоря иначе, Небезопасность... ОНИ УЖЕ ЗДЕСЬ! Вражины. Они вскроют ваш автомобиль, обчистят ваш дом, нападут на ваших детей, ввергнут вас в адское пламя, убьют вас, чтобы разжиться деньжатами на наркоту, заставят вас обращаться лицом к Мекке, заразят вашу кровь, поставят ваши сексуальные предпочтения вне закона, обесценят вашу пенсию, загрязнят ваши пляжи, подвергнут ваши мысли цензуре, украдут ваши идеи, отравят ваш воздух, а после примутся угрожать вашим ценностям и уничтожать вашу безопасность. Держите их подальше от нас! Посадите под запор! Уберите с глаз долой! Заройте в землю!"

Как я уже оговорился, других произведений Фрая я не читал, но судя по отзывам, он немало внимания уделяет "голубым" мотивам. Не обошлось без этого и в "Истории". Честно говоря, роман вполне мог обойтись и без таких вывертов и потому они выглядели несколько натянуто (может, это на мой пристрастный гетеровзгляд). То ли автор пошел на поводу у мейнстрима, то ли хотел лишний раз раскрыть душу. Не знаю... Особенно смешно выглядело (опять же исключительно в моих глазах), когда в параллельной реальности запрет гомосексуализма выступает в качестве самого бесспорного и чуть ли не единственного критерия тоталитарного характера режима. Подозреваю, в политкорректной Европе это действительно считается катастрофой и моя неандертальская непонятливость вызвала бы там искреннее возмущение.

Наконец, у Фрая наблюдается легкое самолюбование, этакая игра словами, вроде: "на миг оставим меня лежащим в постели, собирающим себя по кусочкам", "всякий раз поднимая глаза к ночному небу, вы смотрите назад во времени". В чем Фрай, собственно сам и признается: "мое вступление выглядит несколько игриво: меня, как и любого читателя выводят из себя авторы, норовящие привлечь внимание к своей технике письма". Но вообще-то такой стиль сложно отнести к недостаткам.

Но это все мелочи. Вещь действительно интересная и заслуживающая внимания даже не столько адептов фантастики, сколько каждого, кто любит погрузиться в хороший сюжет.

Фрай, фантастика, историческая

Previous post Next post
Up