Наконец прочитала вышедшую в 2009 году биографию немки, которая в России уж точно куда известнее и популярнее Меркель. Да и любима точно больше.
Книга хорошо сделана и живо написана. На четырехстах страницах (из которых примерно четверть - фотографии, так, во всяком случае, в немецком издании). Автор - журналистка, неоднократно бравшая интервью у самой Энне Бурды, опросила огромное количество людей, родных, друзей, коллег издательницы, переработала огромное количество материала.
В результате получилась очень пёстрая и интересная книга. Причём интересная не только тем, кто учился шить "по Бурде" и для кого
этот журнал стал первым окошком в западный мир (а я хорошо помню, как первые журналы зачитывались до дыр, какие были очереди на них в женских коллективах, как изучалась каждая фотография и фраза). Интересна книга и историческим фоном: две мировые войны, между ними Веймарская республика, разделение Германии, холодная война, последующее объединение.
Всё начинается в 1909 году в маленьком швабском городке Оффенбурге, где Анна Магдалена Леммингер и проживёт всю жизнь. Подробно говорится о родственниках и о семье, о быте железнодорожников (отец Анны - машинист паровоза), о школе, первой работе, браке с амбициозным владельцем типографии Францем, первых годах брака и рождении трёх сыновей.
Автор приводит рассказ Анны о выступлении Гитлера в Оффенбурге в 1930 году и об отвратительном впечатлении, которое он на неё произвёл. О том, как она сама избегала участия в нацистских дамских мероприятиях и отмазала детей от гитлерюгенда.
В принципе, достаточно хорошо известно, как и почему возникло издательство: Энне, устав от измен мужа и от того, что он подарил модное издательство своей любовнице (дочь которой родилась через девять месяцев после третьего сына Франца и Энне), предъявила ультиматум - развод или модное издательство переходит к ней. Ну а дальнейшее известно: первый номер в 1950м году, уже через 15 лет - миллионный тираж, многочисленные издания на разных языках, несколько специальных журналов и, наконец (сама Энне считала это главным событием в своей профессиональной жизни) "Бурда моден" в 1987 году - первый иностранный журнал в СССР, приём у Раисы Максимовны, модный показ в Доме союзов (с тогдашними топмоделями, в частности, Кристи Терлингтон).
Издательница показана с разных сторон - это прежде всего профессионал с безупречным вкусом и огромной работоспособностью, это меценат и покровительница искусства, и стержень, вокруг которого держится клан Бурда (неслучайно её любимым сериалом был "Даллас" и любимой героиней в нём - Мисс Элли).
Много рассказывается и о ее благотворительной деятельности, прежде всего, в родном Оффенбурге, но не только (я не знала, например, что она пожертвовала более миллиона марок на строительство больници в Ленинакане - не её вина, что больницу достроили и открыли только в 1993 году).
Много говорится о не самом простом характере издательницы. С одной стороны - благотворительность и участие в судьбе отдельных людей, которым она помогает с работой и пытается устроить их жизнь. С другой - отлучение от семьи внучки, вышедшей замуж за неподходящего человека. То же самое в работе: дорогие подарки и огромные бонусы лучшим сотрудникам - но издательница "Карины" уволена после того, как тираж сократился (а сократился он после нововведений самой Энне, которым пыталась противостоять та самая издательница). Следующий издатель, сумевший поднять тиражи и безупречно работавший на Энне, вылетает с работы после того, как письмо редактора в одном из специальных выпусков пишет его жена (этой привилегией обладает исключительно Энне!). Бурда никогда в жизни не разговаривает с известным фотографом, который отказался работать на издательство на постоянной основе, не желая переезжать в провинциальный Оффенбург. Ну и немало вспоминают о приступах ярости, случавшихся довольно часто.
как сказала одна из бывших сотрудниц: "Дяьвол носит Прада" - это про нас.
Впрочем, учитывая, что почти никто не уходил из журнала добровольно и немало людей работали в издательстве от диплома и до пенсии (и это в те годы, когда безработица не была угрожающей и найти другую работу было вполне реально), видимо, хорошее всё-таки перевешивало:)
Книга получилась очень живой и интересной, хотя я довольно давно интересовалась биографией Бурды, узнала про неё немало нового.