История Вознесенского мужского монастыря в Сызрани начинается с перевода солдат и сержантов из Симбирска, Казани, Тетюш в новостроящуюся крепость Сызран. В то время службе Отечеству военные отдавали 25 лет своей жизни. Оставшись без родственников, без семьи многие солдаты уходили в монастыри. Как свидетельствуют хроники тех лет "… Многие из солдат "стары и дряхлы", собираются постричься в иноческий чин, а постричься им негде, монастыря у них нет, а другие города удалены, и помирают многие без пострижения …". Поэтому в мае 1685 года по указу царей была дана грамота старцу Кириллу на постройку монастыря Вознесения Господня, Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила "против города Сызрана по другую сторону реки Крымзы на порожней земле, прозвище стрелка".
01. Табличка у входа в монастырь. Большинство построек, что сейчас находятся в монастыре, построены в 1850-1851 годах.
02. Небольшой сад при монастыре. В советское время здесь была свалка.
03. Вознесенская церковь (1852 год постройки). Она построена по типовому проекту, а за её сооружением наблюдал архитектор удельной конторой. Ульяновские учёные считают, что это был Бенземан, до этого весьма славный в городе Симбирске.
04. Вид сбоку. В годы воинствующего атеизма внутри был клуб.
05. В монастырь часто приезжают паломники и туристы.
06. Настоятель монастыря игумен Марк (Алексеев)
07. Игумен Марк ведёт активную деятельность по возрождению монастыря, лично руководит всеми строительно-реставрационными работами, собирает материалы по истории монастыря, ведёт просветительскую деятельность.
08. Посмотрим Вознесенскую церковь внутри. Роспись на потолке.
09. Роспись купола и люстра.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17. Трапезная реставрируется. На втором этаже настоятель хочет сделать музей истории монастыря.
18.
19. Настоятельский корпус.
20. Остатки старой монастырской стены и возможно колокольни.
21. Здесь похоронен первый архимандрит монастыря Герман Похвалинский, скончавшийся в 1847 году. До революции при монастыре было большое кладбище, его разрушили где-то в 1930-е годы. Сейчас на месте кдадбища расположены коммерческие фирмы, найденные там кости приносят в монастырь и их хоронят в общей могиле.
22. На территории монастыря сохранилась церковь Фёдоровской Божьей Матери. Она была построена в 1739 году на пожертвования некого дворянина Борисова и на сегодняшний день является самым старым зданием Сызрани. Во всяком случае, по документам.
23. Сейчас её реставрируют.
24. В советское время в этой церкви был гараж и водокачка.
25. Посмотрим, что внутри.
26. Когда в храме стали проводить реставрационные работы, то обнаружили несколько захоронений, в частности, архиепископа Анатолия и архимандрита Германа.
27.
28.
29.
30. В годы советской власти монастырь был закрыт. Монастырь вновь открыли в 1996 году и с тех пор он возрождается.
И в заключении, ещё немного истории: весной 1687 года старец Кирилл перенес монастырь в город Кашпир, который находился в 8 верстах от Сызрана. На прежнем месте при часовне остались только несколько человек под начальством старца Филарета. Благочестивые жители города Сызрани никак не хотели оставаться без святой обители. В 1691 г. оставшаяся братия и горожане попросили благословение у Патриарха Адриана на постройку обители в честь Вознесения Господня и от Кашпирского монастыря возвратить Сызранскому первоначально данную землю. Получив благословение, старец Филарет возобновил строительство монастыря. В 1691 году началось возведение деревянной Вознесенской церкви, на которую по просьбе старца Филарета была даже пожалована небольшая сумма денег от царского двора. В 1694 году появилась деревянная церковь во имя Вознесения Господня. Из других настоятелей особо известен игумен Михаил. Он в 1711 году основал невдалеке от Сызрани Жадовскую пустынь. В 40-х годах ХVIII столетия здесь, в этой тихой обители, доживал свой век знаменитый архимандрит Иона (Саникеев). Он был некогда одним из 9 иерархов, подписавших проект петровского Духовного Регламента (Закона о церкви). При Екатерине II архимандрит Иона стал членом Святейшего Синода, но потом оступился на скользких тропах власти и был сослан в далекий Свято-Вознесенский Сызранский монастырь. По докладу Святейшего Синода Высочайшим Указом в 1832 году состоялось учреждение обособленной Симбирской епархии с отделением ее от Казанской митрополии. Первым управляющим самостоятельной Симбирской епархии стал архиепископ Симбирский и Сызранский Анатолий, который последние два года своей жизни провел в Сызранском Вознесенском монастыре на покое, где умер и похоронен.
31.
Подробные сведения о настоятелях появились с 1834 г., когда сюда наместником был переведен из Алатырского Троицкого монастыря архимандрит Герман, до пострижения Иоанн (Похвалинский). Он вел широкое капитальное монастырское строительство, начав с ограждения территории в границах жалованных земель. Возвел здание Сызранского духовного Правления, построил каменный двухэтажный богодельный дом с переходом к Феодоровскому храму. Самый же большой вклад в развитие обители внес архимандрит Августин, который являлся настоятелем с 1848 года. В период его управления было построено большинство построек. В 1852 году был построен каменный холодный Вознесенский храм. Именно при нем в 1855 году Сызранский Вознесенский монастырь был переведен из обители третьего класса в первый. В эти же годы построен игуменский дом с домовой церковью, освященной в честь св. Петра и Павла, братский корпус, а в 1857 году каменная одноэтажная пекарня и каменная баня для братии. В 1885 году наместником монастыря был назначен иеромонах Антоний (Никольский). В 1891 году ему пожалован сан игумена, а в 1895 году - архимандрита. При нем на монастырские средства в 1895 году построено двухэтажное здание Сызранского духовного училища с общежитием для учащихся и домовой церковью. В XIX веке в Вознесенской обители процветало собственное монастырское хозяйство. Обитель владела тремя мельницами. На территории обители хозяйственной части обители размещались хлебные амбары, скотный двор, квасоварня, пекарня и другие постройки. Монастырскими средствами поддерживались духовное училище Сызрани. В обители имелась библиотека , в которой находилось около 300 томов. Последним настоятелем монастыря был архимандрит Александр, в миру Вахатов Сергей Флегонтович. Согласно архивным данным именно он в 1923 году подписал акт о роспуске монастыря. 19 февраля 1938 года в городе Куйбышеве архимандрит Александр был расстрелян.
32.
Текст взят (
ЗДЕСЬ) и (
ЗДЕСЬ)
Ещё по теме:
Свято-Богородичный казанский мужской монастырь в селе Винновка посмотрите также (
КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ)
Я в соц. сетях (
ВКОНТАКТЕ) (
В ФЕЙСБУКЕ)