(no subject)

Mar 02, 2013 22:23

Припомнила тут нашу с вами давнюю беседу о повествовании от первого лица, вдохновилась и тоже решила попробовать.

И поняла совершенно потрясающую вещь. Главный герой САМ выбирает, от чьего лица будет вестись о нём повествование.

До этого я была честно уверена в обратном. Если кто-то пишет от первого лица, то предполагается, что всё происходящее будет передано через его, лица, восприятие. Герои и события существуют в тексте не сами по себе, а как бы увиденные его глазами. Так-то оно так, но вот только ЧТО это будут за глаза, решает не автор, а герои.

Очень ярко это видно не примере разных экранизаций. Не Петруша Андреич придумывает страшного великодушного разбойника, спасающего его жизнь, честь и семейное счастье. Нет, это Пугачёв выбирает себе такого летописца, чистого, хрупкого и простодушного, рядом с которым так легко хоть на какой-то час превратиться из самозванного Государя - в настоящего. В старой экранизации, следующей за оригиналом, это очень хорошо видно: именно такой Гринёв нужен Пугачёву, чтобы стать в глазах зрителей былинным, жутким, прекрасным чудовищем, не царём даже, а почти что языческим полубогом. А дикому, истеричному, до мурашек натуральному Пугачёву Машкова вообще никакой летописец не нужен, плевал он на свой "образ в глазах потомков", ему не до этого. Он ведь даже не самозванец, а обычный висельник, каких полно по большим дорогам. Потому и нет в «Русском бунте» никакого Гринёва, а есть только смутное, но неотвязное ощущение, что автор этой истории - не он, а Швабрин, и это его записки, не оконченные благодаря виселице, представлены здесь нашему вниманию.

То же и с Шерлоком нашим Холмсом. Точнее, с доктором нашим Ватсоном. Каждый новый Холмс выбирает биографа и друга себе под стать.

Паладину без страха и упрёка, которого играет Рэтбоун, нужен верный Лепорелло, толстый, глупый, болтливый и преданный. Не столько для того, чтобы сопровождать его в странствиях, сколько для того, чтобы по старинной театральной традиции смягчать своим комизмом драматический накал.

Доброму домашнему божеству Ливанова нужен такой же домашний подопечный, честно мнящий себя жрецом, приобщённым к тайнам.

Невзрачному самоуглублённому Холмсу Уонтнера нужен красиво оттеняющий его антагонист в виде недалёкого, но обалденного красавца, неизбывной мечты всех лондонских цветочниц.

Хрупкому эльфообразному Холмсу Уайтхеда, устраивавшему тихий цирк из каждого своего расследования, нужен шикарный усатый импресарио, который в нужный момент будет сдёргивать с клетки покрывало и возвещать: «А ну-ка, птичка, скажи, что ты думаешь по этому поводу?»

Застенчивому улыбчивому неудачнику Стивенса нужен ассистент итальянского типа, с феллиниевским темпераментом, поскольку без него он ни за что не сможет раскачать и расшевелить действие так, чтобы оно хотя бы покатилось по инерции под горку.

Сварливому, погружённому в теорию профессору Кушинга нужен немногословный и неглупый лаборант, аккуратно записывающий все лекции и всегда держащий наготове склянки с реактивами

Искромётному психу Фрюэра нужен просто кто-нибудь менее психический, чтобы деликатно его уравновешивать и платить торговцам за все яблоки, взятые великим детективом с лотка без спросу.

Самодостаточному до кончиков ногтей Холмсу Ричардсона вообще никто не нужен, поэтому его Ватсона не разглядеть и в микроскоп с большим увеличением.

Нервному экзальтированному Холмсу Бретта нужна нянька, всегда держащая наготове безупречно скроенную и сшитую по последней викторианской моде смирительную рубашку.

Печально комикующему эксцентрику Дауни нужен не просто соратник по играм в казаки-разбойники, но и по-настоящему талантливый ученик, а не пародия на него самого. Единственный из известных мне Холмсов, нуждающийся в равноправной дружбе без каких-либо искусственных ролей и иерархий.

Татуированному здоровяку Ли Миллера с... как это пишут в дамских романах?... "с грустными насмешливыми глазами" нужна и нянька, и подопечный в одном лице, а таким может быть только, собственно, автор этих романов, то есть женщина.

И, наконец, зачем Шерлоку Камбербэтча нужен именно такой Ватсон, я понятия не имею. Одно из двух: либо он пришёл к шапочному разбору, когда особо выбирать было уже не из чего, либо все остальные Ватсоны, баллотировавшиеся на должность, узнав об условиях работы, разорвали контракт и убежали к канадской границе.

Но я вот думаю - а что, если и авторов себе тоже выбирают сами герои?
Или это уже совсем пошлая, ни в какие ворота не лезущая метафизика?

три мудреца в одном тазу, Гримпенская трясина, Шерлок Холмс, ума бездумных наблюдений, умалишённых не регистрируют

Previous post Next post
Up