Центральной частью изречений Иисуса принято считать Нагорную проповедь. Текст её фигурирует в евангелиях в двух вариантах. Мф(гл. 5-7) и Луки (гл. 6 и часть гл. 11, 12, 13 и др.). У Матфея она дана компактно, и насчитывает 111 стихов. Из них у Луки отсутствуют 25 стихов, а из остальных 86, 30 стихов даны компактно, а остальные изложены в тринадцати отрывках, расположенных разрозненно. Один стих из Луки (6:24) отсутствует у Матфея. По Матфею (5:1) проповедь произносилась на горе, а по Луке (6:17) на ровном месте.
В Нагорной проповеди изложены основные принципы христианской морали. Почему же
Марк и Иоанн не упоминают Нагорную проповедь. Иоанн, не мог согласиться с её содержанием. Ведь основным и фактически единственным требованием четвертого евангелиста являеться вера в Иисуса, как сына Божьего. И именно этот мотив начисто отсутствует в Нагорной проповеди.
Почему же Марк не упоминает Нагорную проповедь? Образ Иисуса у трех синоптиков примерно одинаков. Единственное объяснение заключается в том, что Марк ничего не знал о этой проповеди. Это объяснение заставляет усомниться в реальности Нагорной проповеди. Разве мог евангелист не знать о важнейшей речи Иисуса, произнесенной в самом начале его публичной деятельности?
Более того, у Марка в разных местах встречается семь стихов из Нагорной проповеди. Причем некоторые из этих мест Матфей или Лука приводят дважды - вне текста проповеди. Т.е. нагорная проповедь как целое была неизвестна Марку - первому евангелисту. Максимы нагорной заповеди не несут ничего нового. Они известны из Талмуда и Танаха.
Но еще интереснее сравнить отрывок из Дидахе (Учение двенадцати апостолов) и из Матфея.
Дидахе 1:3
Слов же сих учение таково: благословляйте проклинающих вас и молитесь за врагов ваших, поститесь за гонящих вас, ибо какая вам за то благодарность, если вы любите любящих вас? Не то же ли делают и язычники? Вы же любите ненавидящих вас и не будете иметь врага.
Матфей 5 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, ….46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Дмдахе 1:4
Удаляйся от плотских и мирских похотей. Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую и будешь совершен. Если кто поймет тебя на одну милю, иди с ним две. Если кто отнимет у тебя верхнюю одежду, отдай и хитон. Если кто возьмет у тебя твое, не требуй назад, ибо ты этого не можешь.
Мф 5:39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
Что самое интересное - это то что автор Дидахе произносит все эти фразы от своего имени, не зная о том что они приписываются Иисусу. Это свидетельствует о том, что Иисус никогда не произносил нагорную проповедь ни на горе ни на ровном месте. Это также означает что евангелия возникли после Дидахе (начало 2го века) в соответствии с выводами тюбингенской школы.