Политическая «Песня о материнской любви»

Jun 06, 2017 16:07



Из переполненной Господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней -
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши -
Славянский мир, сомкнись тесней...

«Единство, - возвестил оракул наших дней, -
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью -
А там увидим, что прочней...
(Федор Тютчев, «Два единства»,
Сентябрь 1870)

Тезис «музыка вне политики» или «искусство вне политики», широко рекламируемый нам ещё со времен позднего СССР и в годы перестройки, успешно разбился о, видимую всеми невооруженным взглядом, реальность. История создания ЕДИНСТВЕННОГО советско-американского художественного фильма - «Синяя птица», по сказке бельгийского драматурга М. Метерлинка - об «общечеловеческих» ценностях - полна ИМЕННО ПОЛИТИЧЕСКИХ противоречий (кому интересно - есть ссылка с некоторыми подробностями истории его создания). Думается, что невозможность дальнейшего культурологического сотрудничества СССР с США была, во многом, предопределена - именно этим опытом.

image Click to view



А вспомнился этот - уже далёкий фильм 1975 года выпуска - в связи с недавно прошедшим эфиром программы, [«Время покажет» от 02. 06. 2017.] где наши известные русофобы вполне откровенно говорят о себе, что они - русофобы (кстати, ещё буквально месяц назад, они же нам говорили, что русофобии никакой нет в природе, просто это у нас, у русских проявляется такой параноидальный бред).

image Click to view



Много говорить на эту тему… наверное, не нужно. И так понятно, что «на воре шапка горит» именно потому, что вор кричит громче всех «держите вора». Соответственно, обвиняющие Россию в агрессии - и есть, собственно говоря, те самые агрессоры. Достаточно посмотреть на карту с базами НАТО вокруг «агрессивной» России, этот пример - всегда - красноречивее всех нынешних русофобов-краснобаев говорит всё о том же, и уже успел набить вечную оскомину общественному вкусу.


Но, давайте, всё-же, вернемся к «Синей Птице».

***

Мы - в очередной раз - в 1975-м году - «попробовали любовью», всё - ровно - по Тютчеву.

Фильм даже вышел в прокат. И - даже был многими оценен «хорошо».

Потом, уже ПОСЛЕ выхода фильма - в нашем эфире тихо зазвучала «Песня о Материнской Любви» композитора Андрея Петрова, которая по каким-то причинам - не вошла в музыкальную дорожку фильма. Нельзя сказать, что она имела какую-то уж очень большую значимость или популярность. Это была - просто - одна из песен, звучавших в советском радиоэфире.





А теперь - давайте немного поразмышляем.

Есть музыкальная партитура фильма.
В нём есть даже ЭТА САМАЯ ТЕМА Материнской Любви - она иногда «проглядывает» в инструментальном оркестровом звучании, сквозь насыщенную музыкальную ткань партитуры звуковой дорожки фильма.

Но - самой Песни в фильме - нет.
Вопрос - ПОЧЕМУ? - остался без ответа.

Можно предположить, что композитор Ирвин Костал (Irwin Kostal), работавший совместно с Андреем Петровым над этой партитурой, посчитал, что «эта песня здесь лишняя» (сложно подумать, что сам композитор Андрей Петров принял такое решение, подводя всё развитие музыки фильма к этой Песне, но саму Песню решил исключить из звуковой дорожки.)
И вот, именно потому - музыкальная партитура - лишилась своего законченного вида - и полновесного драматургического Центра.
Тихой, лирической кульминации.

***

Можно высказать ещё одно предположение.
Давайте перечитаем поэтический эпиграф, расположенный под названием, перед основным текстом этой заметки.

В нём говорится о Любви.

Дело в том, что… для русских людей - именно это - важно. Важнее всего.

Так вот.
Если бы - в зоне смысловой кульминации фильма - зазвучала эта песня - то, в этом фильме - совершенно исчезла бы культурологическая значимость американцев, ИХ политическая, СМЫСЛОВАЯ ДОМИНАНТА.

Американский зритель - впрочем, как и русский - стал бы воспринимать этот фильм как наш, советский фильм. Просто - «при большом участии американцев», отнюдь не на паритетных началах.

Это - и к вопросу «об агрессорах», и - к вопросу «о русофобии», и к вопросу «о любви», и - к вопросу «о Смыслах».
(И, кстати, к вопросу о воздействии музыки!)

Песню просто,- на официальном уровне, лишили её законного места в форме.

Так что, друзья, Любовь - это ещё и опасное оружие,

с которым нужно бороться, нейтрализовывать.

О чём мы тогда даже и не подозревали.

Есть контакт?

***

Ну и, в качестве P/S:

Несколько фотографий о материнском инстинкте
Просто, для любителей животных.

музыка, Тютчев, война, искусство, кино, поэзия, культура, СССР, США

Previous post Next post
Up