(no subject)

Apr 03, 2018 12:33

Давно откладывавшаяся публикация традиционной амвросианской службы Великой пятницы.

Напомню, что амвросианскому обряду, сохранившемуся в Миланской архиепархии вопреки тысячелетнему давлению Рима, в моем блоге посвящено уже много постов. Мы с вами подробно в двух частях изучали "обычную" литургию на примере службы Богоявления ( начало и конец). Потом я вам показывал амвросианские литургии Великого четверга и Навечерия Пасхи (я их выкладывал и в сообществе)

Итак сегодня у нас служба Великой пятницы, возглавляемая новым архиепископом Марио Дельпини (мой любимый Анджело Скола ушел, оказывается, на покой).

image Click to view


Вкратце напомню, что в Милане, в отличие от римского обряда, сохранились полноценные вигилии - вечерние литургии, соединенные с вечерней. Кроме того, в Милане в пятницы Великого поста месса не служится (пятница здесь giorno aliturgico)  в отличие от римского обряда (в Риме ежедневные мессы в Великий пост ввел еще папа Григорий Великий). Не стала исключением из этого правила и Великая пятница: в Риме в этот день служат (единственный раз в году) мессу Преждеосвященных даров (я вам рассказывал о ней), в Милане - причащения в этот день нет. То, что вы видите в фильме, - это традиционная амвросианская служба со вставками из римского обряда (молитвы верных, например); более сильный обряд традиционно много веков давил на местный, плюс оба обряда реформировали после Второго Ватиканского собора по единым принципам.

Тексты чтений из Писания даны в виде традиционных аббревиатур (напр, Мф. 27:1-50); предполагается, что читатели знакомы с такой практикой. Те гимны, тексты которых мне удалось найти, даны в моем переводе, и приведена ссылка на оригинальный текст. К сожалению, на сайте Миланской архиепархии и "союзных" сайтах выложены далеко не все тексты: архиерейские молитвы легко, в принципе, воспринимаются на слух; гимны  понять, разумеется, сложнее. Впрочем, амвросианские сайты постоянно дорабатываются, так что мы, быть может, когда и сможем понять все происходящее полностью. Время, с которого начинается та или иная часть службы, дана в виде "час: минута: секунда"

Служба начинается с вечерни. Духовенство во главе с архиепископом приходит к алтарю в полумраке, затем свет гасится полностью. На 3:25 звучит вступительное приветствие архиепископ: Господь с вами. После чего возжигают светильники (3:35)- это называется "обряд света" (rito della luce), во время которого поется соответствующий антифон. Дети молят Бога послать им свет, а взрослые - избавить их из тьмы. Мы этот антифон уже слышали в Великий четверг и Навечерие Пасхи.

На 6:38 начинается пение специального антифона Великой пятницы. Итальянский оригинал можно увидеть здесь на пятой странице.

"О Крест, честное знамя распятого и воскресшего Царя;
Тайна смерти и славы Христа, на тебе повешенного!

Пронзенный гвоздями, Он почил в страшных страданиях.
Стал жертвой Сын Божий, даровав нам Собой искупление.

Удар жестокого копья пронзил Его сердце.
Истекли кровь и вода, омывшие наши грехи

Царская кровь омыла страшное Древо,
И се сияет Крест Христа, царствующего на троне смерти.

О славный и святой Крест, алтарь, на котором заклана Жертва -
Тот, Кто создал  все живое и отдал свою жизнь за людей!

О славный и святой Крест, ты наша единая надежда;
Тобой даруется грешникам прощение, а праведникам - благодать.

Иисусу с Отцом и Духом мы вознесем хвалу.
Во веки Ты хранишь нас от смерти Крестом Твоим. Аминь"

12:20. Первое чтение - Ис. 49:24-50:10. Чтец просит у предстоятеля благословение для чтения (в Риме такого нет): "Благослови меня, отче" - "Читай во имя Господне"
16:17. Psalmellus (по-русски, это наверно надо назвать псалмодией) на слова Пс. 21: 17с-20, 23, 24a-24b. Оригинал здесь.
"Пронзили руки Мои и ноги Мои
Можно было бы перечесть все кости Мои,
А они смотрят и делаю из Меня зрелище.
Делят ризы мои между собою и об одежде Моей бросают жребий.
Но Ты, Господи, не удаляйся от Меня, Сила моя, поспеши на помощь Мне.
Буду возвещать имя Твое братьям Моим, посреди собрания восхвалять Тебя
Боящиеся Господа, восхвалите Его! .Все семя Иакова, прославь Его"

Затем следует первая молитва вечерни (18:10). Оригинал здесь.
Призри, милосердный Боже, на верных Твоих, за которых Господь наш Иисус Христос предал себя в руки грешников, пострадал на кресте и молился (о прощении их). Он живет и царствует с Тобой в единстве Св. Духа во веки веков.

Далее в обычное время вечерня продолжается еще одним гимном, но в Великую пятницу здесь обрывается и перетекает в особое последование Страстей.

19:07. Второе чтение Ис. 52:13 - 53:12, самое известное мессианское место у Исайи.

23:02. Старинный амвросианский антифон, в данном случае заменяющий кант, которым в свою очередь во время великого поста заменяют аллилуиарий; ради его исполнения мужская часть хора даже выходит к алтарю. Оригинал здесь
"Густая тьма покрыла всю землю, когда Иисус был распят иудеями
В девятом часу Иисус возопил громким гласом: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты оставил Меня?
Воин пронзил копьем Его бок,
Когда Иисус преклонил главу и испустил дух.
И земля потряслась, и завеса во храме раздралась надвое, и камни расселись..
Когда Иисус преклонил главу и испустил дух"

29:14. Страстное Евангелие от Матфея Мф. 27:1-50. В римском обряде, как вы помните, в Пятницу всегда читают страсти по Иоанну, и исполняют их диаконы "по ролям". В амвросианском обряде это Евангелие традиционно читает предстоятель, в данном случае архиепископ.

28:38. На 50м стихе "Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух" делается пауза, гасят свет, и в полной темноте духовенство разоблачает алтарь (сравните его состояние до и после). В римском обряде на этот месте просто преклоняют колена.

41:28. Архиепископ завершает чтение Страстей Мф. 27:51-56

В обычное время Евангелие в Миланском соборе читается с кафедры слева от алтаря, куда диакон со свещеносцами поднимается во время пения аллилуиария. В Пятницу Евангелие читается без помпы, просто архиепископом с трона.

43:34. Проповедь

52:10 Процессия духовенства во главе с архиепископом молча следует из пресвитерия к западным вратам собора, чтобы оттуда торжественно принести для поклонения верующим древо Креста. В римском обряде Древо приносят диаконы, а епископ и пресвитеры остаются на своих местах; в амвросианском обряде все обставлено гораздо торжественнее.

56:23. Краткая молитва архиепископа перед процессией. Текст ее не опубликован, со слуха в принципе смысл улавливается.

57:10. Процессия с крестом. Крест несут плашмя четыре диакона. Трижды процессия останавливается, диаконы возносят Крест, пресвитер поет "Се, древо Креста, на котором распят Спаситель мира", а хор отвечал "Придите, поклонимся".

1:04:30. Поклонение кресту. Хор в это время поет стихи с рефреном. Рефрен, хоть и на латыни, прекрасно знаком нам, византийцам, - это наше "Кресту Твоему поклоняемся и святое Воскресение Твое славим"

1:11:53 Еще одно поклонение Кресту, но уже без музыкального сопровождения. По окончании поклонения Крест укладывают на специальное возвышение перед алтарем. Обратите внимание, кстати, что все манипуляции с Крестом проводят диаконы, а не пресвитеры, как у нас, что как бы намекает на то, что изначально вся эта процедура рассматривалась как второстепенная, а лишь с веками приобрела важное значение.

1:17:00 Молитва верных великой пятницы - общая с римским обрядом (только добавлено еще одно восьмое прошение, я его смысла со слуха не уловил). В римском обряде эти молитвы находятся на ином месте - между Евангелием и поклонением Кресту, что, как мне кажется, четко указывает на то, что этот элемент в Милане заимствовали из Рима и вставили, куда попало. В целом же весь блок Поклонения Кресту - это повторение римского чина с некоторыми местными особенностями (процессия всего духовенства и общее поклонение в молчании)

На этом служба Страстей должна была закончиться, но сейчас, чтобы дважды не собираться, к ней присоединили вообще-то отдельный чин Снятия с креста. Возможно, некогда это тоже была вечерня, но это мое предположение; информации катастрофически не хватает. В Милане в старые добрые времена любили читать книгу Даниила на Страстной седмице; это был последний штрих в подготовке катехуменов к крещению. После реформы от этой особенности остались лишь чтения из Дан. 3 на Снятии с креста.

1:28:17. Дан. 3:1-24 (нумерация дана с учетом неканонической вставки - Песни отроков)

1:35:10. Гвоздь программы - Песнь отроков (Дан. 3:25-89 с сокращениями)

Тогда сии трое, как бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога
Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый вовеки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое во веки.
Благословен Ты на престоле славы царства Твоего, и прехвальный и превозносимый во веки.
Благословите, все дела Господни. Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, небеса, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, Ангелы Господни, Господа, пойте и превозносите Его вовеки.
Благословите, все силы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, священники Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, рабы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, духи и души праведных, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, праведные и смиренные сердцем, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, Анания, Азария и Мисаил, Господа, пойте и превозносите Его во веки;
Благословим Отца и Сына и Святого Духа, пойте и превозносите Его во веки
Ибо Он извлек нас из ада и спас нас от руки смерти, и избавил нас из среды печи горящего пламени, и из среды огня избавил нас.
Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

1:40:50 Завершение Дан.3:91-100

1:43:54 Cantus на Пс. 128:3-4 -  еще один традиционный амвросианский гимн, хор вновь выходит к алтарю.
"На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои. Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых"

1:47:42 Мф. 28:57-61

1:48:49. Неожиданный финал: четыре диакона накрывают лежащий Крест плащаницей - символически Христос погребен.

1:50:05. Заключительная молитва архиепископа и благословение народа. Опять-таки интуитивно текст понятен, но я во избежание ошибок не привожу свой перевод со слуха. Какмне кажется, архиепископ молится о воскресении из греховной гробницы и катехуменов (котоыре будут крещены на Навечерии Пасхи), так и нас всех, чтобы все вместе царствовали с Христом. Далее духовенство уходит из пресвитерия, а Крест выносят на поклонение верующим.

Надеюсь, что вам понравилось. Очень сильная служба, как эмоционально, так и интеллектуально. Ну и знатокам римского и родного византийского обрядов будет интересно увидеть возможные параллели и лишний раз задуматься о том, что христианский мир, невзирая на все человеческие разделения, все эти века продлжал быть единым.

На ю-тьюбе выложено довольно много амвросианских месс рядового времени. Я бы с удовольствием попробовал перевести и прокомментировать их для вас, но пока что Миланская архиепархия ленится выложить на сайт тексты чтений и переменных молитв рядового времени. Как только - так сразу.
Previous post Next post
Up