Тезисно о расцерковлении

Nov 25, 2016 15:43

На самом деле человек расцерковляется прежде всего от того, что не видит любви там, где он ее ждал ...Где ему обещали, что она будет ... что "по тому узнают, что вы Мои ученики..." Не видит ни в себе , ни в окружающей церковной жизни...Остальное всё уже игры ума в ту или иную сторону, вторичное ( Read more... )

размышления, современная церковь

Leave a comment

вернуться к реальной жизни из фантома nama_gr November 26 2016, 06:22:25 UTC
"вернуться к реальной жизни из фантома" - ну да, примерно об этом пишет Шмеман в "Дневниках". Под фантомом можно понимать и весь маскарад, который люди нагородили вокруг понятия "религия". А ещё Шмеман (как и многие другие) выдвигал идею "Христианство - не религия". Подробнее об этом см. http://logoselpidas.com/index.php/free-articles-ru/xpictianctvo-ne-peligiya
А вот интересно, кто-нибудь здесь знает: в католическом богословии встречается этот тезис "Христианство - не религия"?

Reply

triponaciy November 26 2016, 07:42:17 UTC
Ну здесь не даром же и упомянут Шмеман..)
По поводу католиков, не могу сказать было ли так буквально у кого , тем паче у Шмемана всё же во многом декларация , риторика , но в целом это близко католическим движениям 20го века , тому же Мертону , которого плохо знают в России , но хорошо знали в США в те годы

Reply

Re: вернуться к реальной жизни из фантома arrenk November 27 2016, 15:24:18 UTC
Изначально этот тезис звучал как "Христос - конец религии", сформулировал его К. Барт, протестант.

Reply

Re: вернуться к реальной жизни из фантома dmatveev December 5 2016, 10:16:14 UTC
Да, важна точность формулировки: именно "Христос - конец религии". "Христианство - не религия" - это оксюморон, потому что любое "-ство" означает некую объективную систему по самому смыслу словообразования.
Бартовский тезис потом на все лады перепевали без особой связи с исходным посылом. Посыл состоит в том, что Христос как деяние Бога есть суд всем тщетным попыткам достичь Бога "снизу".
А у Шмемана "не религия" выглядит особо курьезно: он всю жизнь занимался богословием Евхаристии (т. е. религиозного действа), а пишет, что христианство - не религия.
Хотя и у Барта он противоречив. Он все религиозными же идеями и обосновывает.
Мне больше понравилось бы "Христос - суд над религией". Она остается, и христианство - безусловно, религия, со всеми признаками. Но под судом.

Reply

triponaciy December 6 2016, 02:35:17 UTC
Нерелигиозность христианства конечно надо понимать условно. В некотором смысле и буддизм не религия ведь тоже.
Шмеман употребляет в дневниках слово "религия" в определённом негативном смысле , Это похоже как слово "анархия" употребляется с разным смысловым значением, одно из которых крайне отрицательное. Думаю, он просто лучшего слова найти не смог ... Вот по отношению к такому понятию "религия" его утверждение и имеет смысл.

Reply

dmatveev December 7 2016, 12:19:49 UTC
Исходно в буддизме больше от "не-религии", чем у христианства, хотя и он, разумеется, не может в таком стерильном состоянии существовать.
У Шмемана понятный смысл "религии" (система богопочитания, сама собой свидетельствующая об отделенности от Бога), но как развести такую "религию" и христианство, совсем непонятно. Со Христом, с событием Христа - другое дело.

Reply

Re: вернуться к реальной жизни из фантома nama_gr December 8 2016, 21:25:02 UTC
так то оно так, но всё же не совсем оксюморон. Какая могла быть религия или любое "-ство" или некая "объективная" система у Авраама, Моисея (во время феофаний) или у младенцев во чреве (Предтечи, Сергия Радонежского и др.)?
А как вы прокоментируете http://logoselpidas.com/index.php/free-articles-ru/xpictianctvo-ne-peligiya ?

Reply

Re: вернуться к реальной жизни из фантома dmatveev December 11 2016, 22:27:52 UTC
Ну так разговор об Аврааме и Моисее это и есть разговор о личном опыте, а религия - то, что возникает, когда он "обобществляется".
Текст, по-моему, типичен для "продвинутых православных", с типичной терминологической нечеткостью. Из возросшей в христианстве возможности критики религии не следует, что христианство перестает быть религией. Таинство, обряды, доктрины, структуры остаются, к ним просто становится возможным критическое отношение, как нигде более.

Reply

Re: вернуться к реальной жизни из фантома nama_gr December 12 2016, 17:20:27 UTC
Тоже верно. Надо различать личный опыт и религию (как систему таинств, обрядов, структур и т.п.). Вопрос только в том, чем именно являлось христианство для апостолов (и первых христиан). Христос и апостолы говорили о Церкви (об этом понятии тоже спорят до сих пор), но не о религии. Христианство изначально не было религией, а стало ей позже.
Христианами стали сами себя называть ученики Христа и апостолов (через несколько лет после Воскресения, в Антиохии, в общине ап. Павла Деян.11:26). И ещё в Кондаке праздника ИЗНЕСЕНИЯ ДРЕВА КРЕСТА ГОСПОДНЯ 1 авг. есть важные слова: "вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / "...
т.е. тезоименитое (христианское) жительство тогда понималось не как религия, а именно как образ жизни, более личное общение, опыт, а не религия! Иначе бы в тропаре и написали бы "тезоименитой Твоей новой религии".

"Из возросшей в христианстве возможности критики религии не следует, что христианство перестает быть религией" - да, но важно выяснить, а когда христианство превратилось в религию?

Reply

Re: вернуться к реальной жизни из фантома dmatveev December 13 2016, 06:08:04 UTC
Насколько я знаю, соотв. место книги Деяний, христианами (ученики стали называться христианами) обычно понимают так, что их стали называть так со стороны (греч. глагол в пассиве, а не в медиальном залоге).
Я бы сказал, что о новой религии на основе событие Христа можно говорить с момента возникновения первых коллективных молитв Иисусу, трапез, гимнов, идей (божественность Иисуса, предсуществование или усыновление). Первохристианская община Иерусалима имела свое место в храме. Т. е. религия возникла очень быстро, прямо лавинообразно.

Reply


Leave a comment

Up