Феномен терроризма.

Mar 05, 2016 02:40

Оригинал взят у alexander_nv в Феномен терроризма.


Терроризм - это зло современного мира. Но что заставляет людей вступать в террористические организации? Ладно бы, если членами радикальных организаций были только жители беднейших частей Ближнего Востока, но, как мы видим, часто исламистами становятся выходцы из вполне благополучных частей мира. Что заставляет этих людей оставлять стабильную и сытую жизнь, присоединяться к различным радикальным движениям, подвергаться риску и лишениям, и в конце концов просто отдавать свои жизни за какую-нибудь идею, при этом, правда, забирая десятки, а иногда и сотни жизней других людей? По данным ФСБ более 3000 россиян подозреваются в участии в боевых действиях в Сирии на стороне ИГИЛ, на 900 из них уже заведены уголовные дела.

Конечно, первый ответ и самый распространенный, который мы можем услышать на этот вопрос, что это люди, которые поддались обработке, не смогли противостоять активной промывке мозгов, ну, или просто кровожадные фанатики и чудовища. Но мне видится, что все не так просто, что феномен терроризма нельзя объяснить просто наличием в обществе фанатичных и одержимых разными идеями людей. Думаю, проблема гораздо глубже. И если борьба с терроризмом будет заключаться только в физическом уничтожении и изоляции террористов, то это путь тупиковый. США вместе со своими союзниками пошли по этому пути в начале нулевых, после атаки на башни близнецы, и мы видим, к чему это привело. Вся ближневосточная кампания не то что не помогла победить терроризм, наоборот, все эти действия только увеличили количество террористов и масштабы их деятельности. Благодаря «антитеррористической кампании» США и их союзников у нас теперь есть ИГИЛ и все с ним связанное. Россия часто вполне справедливо критикует внешнюю политику США, но сейчас, как мы видим, действует по тому же сценарию. Я не готов сказать: нужна или нет российская военная операция на Ближнем Востоке, но даже если и есть такая необходимость, то важно понимать, что просто физически уничтожая террористов, мы их не победим, а, возможно, только поспособствуем притоку людей в радикальные организации.

Н.А. Бердяев говорит, что человечество все свою историю боролось с природой за выживание. В конце концов, человечество, по крайней мере, в какой-то своей части, смогло прийти к тому, что угроза голодной смерти больше не представляет опасность, природа в той или иной степени оказалась побежденной. Но тогда перед человеком встает с особой остротой вопрос смысла жизни. Борьба за выживание не дает времени скучать, она требует напряжения всех сил, создает ощущение осмысленности, наполненности существования. Но когда такой задачи не стоит, то что делать? Н.А. Бердяев предупреждает, что это может стать одним из главных вызовов для человечества. Скука, порождаемая бессмысленностью, - это самая страшная и невыносимая вещь. Реальность гораздо более страшная, чем страдание. Человек часто идет на страдание, чтобы избежать скуки и бессмысленности.

Западная цивилизация провозглашает земной рай, максимально комфортное существование для человека. Для большей части человечества это недоступно: пока что много мест на планете, где люди умирают от голода, и западный мир является некой землей обетованной, пределом всех мечтаний. Ежегодно тысячи мигрантов всеми правдами и неправдами пытаются попасть туда, когда небольшое количество других людей вдруг бежит в обратном направлении. Что же заставляет других, пусть и гораздо меньшее количество, возвращаться в этот третий мир, откуда многие пытаются убежать?

Мне кажется, нужно признать, что сейчас существует некий тупик в развитии западного мира. Это, кстати, выражается в такой популярности в кинематографе жанра зомби-апокалипсиса. Люди понимают, что этот мир должен рухнуть; непонятно, что должно быть после, но понятно, что эта реальность исчерпала себя. Царство мещанства, торжество «среднего человека», посредственности - вот суть реальности цивилизации комфорта. Очень много хорошего в этой цивилизации: была преодолена социальная несправедливость, улучшились условия жизни людей. Все это нельзя отрицать и игнорировать, все это, безусловно, положительные моменты. Но что дальше? Хорошо, мы обеспечили людям более или менее благополучное существование? И что? Большинство, конечно, это устраивает. Хозяйственные хлопоты, семья, работа, создают какую-то наполненность и напряжение жизни, которые многих вполне удовлетворяют. Но, как мы видим, не всех. Есть люди, которые считают, что это царство мещанства - абсолютно бессмысленная штука, которые чувствуют пустоту и безысходность обыденности. Повторюсь, что таких людей, конечно, меньшинство. Как правило, они вызывают непонимание и иронию со стороны прагматичных и «серьезных людей», озабоченных работой и семейной жизнью. Это «меньшинство» ищет пути преодоления обыденности очень часто в плоскости религии. В частности, в рамках радикального исламизма.

Тут я снова хотел бы вернуться к фильмам о «зомби-апокалипсисе». Мне видится, что в представлении шахида, люди - это такая зомби масса. Это мертвецы, которыми наполнена уже погибшая цивилизация. Должен наступить новый мир, новая реальность, которую представляют, конечно, они, представители данного радикального движения. Эти же ходячие мертвецы в лучшем случае просто странная биомасса, которая уже мертва. Поэтому взрыв в каком-нибудь супер-маркете - это не убийство. Это устранение тех, кто уже мертв, кто своим присутствием мешает живым, мешает приходу нового мира.

Читал статью, где ИГИЛ охарактеризовано как апокалиптическое движение. http://inosmi.ru/asia/20150223/226418661.html Его члены приближают конец света. Они не против мира, они за лучший мир. Но есть те, кто препятствует этому лучшему миру, кто является, таким образом, врагами Бога и врагами человечества. Поэтому их нужно или покорить истине, или уничтожить. Вот такая вот мировоззренческая парадигма, с радостью воспринимается людьми, подавленными мещанской реальностью, чувствующими тупиковость западной цивилизации. Тут люди начинают видеть выход. Поэтому вот эти вот террористы - это прямое порождение нового мира. Это не обязательно исламисты. Брейвик был приверженцем правых политических взглядов, но в своей сути - это явление того же порядка.

Конечно, на самом Ближнем Востоке причины вступления людей в ряды террористических организаций отличается от мотивов жителей Запада. Тут, конечно, много своих причин, которые требуют отдельного рассмотрения. Но мы не можем отрицать, что западная цивилизация очень часто является интенсификатором возникновения радикальных движений, в частности, на Ближнем Востоке. Если мы хотим, чтобы люди из России, а по данным ФСБ таких уже около 3000 человек, не уходили в ряды экстремистских организаций, то мы должны серьезно задуматься о самом феномене вызова человека или группы людей всему обществу.

В этом отношении характерна история с россиянином Анатолием Землянка, жителем Ноябрьска, города в Сибири. Видео, где он казнит «российского шпиона», в конце прошлого года прогремело в сети. Обыкновенный русский парень из далекого сибирского города, что побудило его ехать на другой край света в Сирию? Это большой вопрос, мы не можем просто отмахнуться от него, назвав это молодого человека чудовищем. Да, то, что он сделал, чудовищно и не имеет никакого оправдания. Но нам важно ответить на вопрос: почему это произошло, имеем ли мы, остальные россияне, свою долю ответственности в том, что наши граждане становятся участниками террористических организаций?

Несчастные люди, члены террористических сообществ не понимают, что сами попали в ловушку зла, с которым призваны бороться. Что они не противостоят западной цивилизации, а, на самом деле, являются ее болезненным порождением. И нам, представителям этой самой западной цивилизации, к которой можно отнести и Россию, пусть и с какими-то оговорками, важно понимать, что проблема терроризма - это не просто проблема извне, корни ее уходят в само наше общество. И осмысление и понимание этого сможет на самом деле помочь решать проблему экстремизма и терроризма.

Для того, чтобы это осмысление происходило, в обществе должен был инициирован диалог, обсуждение, критический взгляд на происходящее. К сожалению, со стороны СМИ, в обществе сейчас преобладает односторонний взгляд на вещи, где есть «плохие» парни и «хорошие». Вместо попытки осмысления возбуждается агрессия и ненависть. Но ненависть и объединение по принципу «против кого дружите» никогда не будет созидающим началом, это дает краткосрочный эффект, который, в конце концов, ни к чему положительному не приводит. Важно объединяться не против кого-то, а за что-то. Те ценности, которая несет наша культура, наш народ, необходимо не противопоставлять другим народам, а попытаться как-то усвоить самим. В конце концов, начать вкладывать в образование больше, чем в вооруженные силы, или хотя бы не меньше. Большую созидательную роль тут сможет сыграть Православная Церковь, занимаясь просвещением, проповедью, к чему она, собственно, и призвана, стараясь избегать, навязываемого ей бремени одного из государственных институтов. Этот путь, конечно, более сложный, тяжелый. Гораздо легче заниматься самовосхвалением и клеймить врагов, тем самым утверждая общество ортодоксальной посредственности. Но важно помнить уроки прошлого: многие революционеры царской эпохи встали на путь революции, оказавшийся гибельным для империи, протестуя против царства мещанства. Снова хочется отметить, что царство посредственности и мещанства является самым верным поставщиком и источником разного рода радикалов. Противопоставить этому царству мы можем только свободное гражданское общество просвещенных людей, не боящихся критики, знающих и любящих свою культуру, готовых к внутреннему и внешнему диалогу.

21 век, разное, наблюдения

Previous post Next post
Up