Проклятые вопросы веры

Jul 18, 2015 10:58


Проблема христианства в том, что оно обещает золотые горы, но когда-то невесть когда, через десятки лет, а то и вообще после смерти. Хотя Христос вроде как говорил, что если кто ради Него оставит то, это и вот это, то в ЭТОЙ жизни уже приимет сторицей. А Златоуст говорил про Закхея, что мол, он, влезши на дерево, поднялся к небу на пару метров, и тут небо сошло к нему в дом. Красиво, да. Многие экзегеты говорили подобные красивые вещи.

А на деле христианство не дает ничего превышающего обычные земные блага, да что там превышающего - даже ничего равноценного человеческому счастью, любви, любимой работе, любимым занятиям, от которых человек получает удовольствие, любимым книгам, творчеству, хобби, науке, путешествиям, детям, в общем у кого что. (Ведь, в самом деле, не сводится же "мир сей" к телевизору, пиву, жратве и сексу, зачем упрощать? человеческое счастье все-таки состоит не в этом.)

Сейчас христиане возмутятся, но ведь это легко проверить. Просто поставить мысленный эксперимент - представить, что из жизни исчезает все, что тебе дают твои земные интересы, занятия, увлечения, а остается только то, что ты поимел от христианства - от молитвы, там, посещения храма, покаяния, чтения духовных книг итп. И спросить себя: равноценно ли одно другому? согласился бы я ТОЛЬКО на христианское имение БЕЗ имения мирского? согласился бы я променять ВСЕ мирское имение на имение христианское?

Конечно, христиане любят свою духовную жизнь и то, что она им дает, о да. Нельзя сказать, что она им ничего не дает. Но они любят ее не безусловно, а пока у них есть ЧТО-ТО ЕЩЕ. Другое, мирское, то, в чем они получают самореализацию, удовлетворение, душевное тепло, пищу для ума и эмоций и пр. - т.е. все то, чего в христианстве они не получают, но без чего человеку быть счастливым и удовлетворенным очень затруднительно. (Ну, я не беру тут людей специфического психотипа, ежу понятно, что таковых не так уж много и большой вопрос, много ли найдется желающих им уподобиться.)

А ведь аскеты и тот же Палама говорили даже не как Златоуст - они говорили, что надо оставить все и много лет подвизаться, и только через много лет ты узришь те самые блага - бесстрастие, фаворский свет и пр. А до этого надо много лет себя по всякому убивать и терроризировать, по сути, отказаться от всего этого человеческого. Иначе никакого тебе фаворского света. Но много ли найдется людей, которые согласны ВОТ ТАК последовать св. отцам ради бесстрастия, чтобы узреть Христа и все такое?

Не-а. Мы думаем, что мы любим отцов и их духовные наставления. Только вот любим мы их от забора до обеда. Пока нас не заставляют ради следования отцам отказаться от своих любимых людей, занятий, книг, увлечений и пр. Пока мы можем совмещать то и другое. И нам кажется, будто христианство нам много дает. Будто и впрямь мы от чего-то отказались/воздержались ради Христа, и Он нам отвешивает сторицею.

Не стройте иллюзий. Просто подумайте - что останется от оной "сторицы", если у вас отберут все остальное, чем вы живете ))

Проблема христианства в том, что оно обещает золотые горы, но когда-то невесть когда, через десятки лет, а то и вообще п...
Posted by Кассия Сенина on Friday, 17 July 2015

психология, размышления, аскетика, наблюдения

Previous post Next post
Up