И нитка втрое скрученная нескоро порвётся

Oct 02, 2013 03:02

Из числа священнодействий таинствами по преимуществу называли Крещение и Евхаристию. В "Церковной иерархии" Дионисия Ареопагита говорится о трех таинствах - Крещении, Миропомазании и Евхаристии, однако "таинствами" названы также пострижение в монашество и чин погребения. Преподобный Феодор Студит (IX в.) говорит о шести таинствах: Просвещении ( ( Read more... )

разное

Leave a comment

silenza October 2 2013, 07:44:44 UTC
"Таинства - то, что от Бога"
Но не всё, что от Бога - церковное таинство ( ... )

Reply

aleksy_n October 2 2013, 16:10:52 UTC
Убрал под кат. Так хорошо?

Reply

aleksy_n October 2 2013, 16:31:16 UTC
Вы пишите: "Таинства - то, что от Бога". Но не всё, что от Бога - церковное таинство.
Мне кажется, что от того, что Вы смешали теофанию с "уставными формами", получилась некоторая неразбериха...И правда получилась. Давайте разбираться ( ... )

Reply

silenza October 3 2013, 11:31:27 UTC
При такой постановке вопроса очень сложно различить, когда Вы говорите о "таинстве вообще" (похожем на платоновские эйдосы) и таинстве (как одном из церковных таинств).

могут ими как являться, скажем, когда человек и правда ищет Бога, так и не являться, скажем, когда лишь играет в таинства, смеётся, профанирует
Вот в том-то и засада, что четкая граница тут не прочерчивается - поскольку даже собственнную мотивацию человек может истолковывать превратно, а уж чужую - тем более... и человек может быть уверен, что играет и смеется, а на самом деле искать Бога (равно как и наоборот).. А Бог откликается не на внешнее, а на внутреннее... (я вообще к попыткам рационально вычислить, при каких параметрах таинство будет действительным, отношусь осторожно - вспоминая о собственном "несерьезном" крещении, обернувшемся теофанией, от которой уже не отмахнуться).
И я вполне могу представить ситуацию, когда внешние мотивы всех участников обряда будут неблаговидны, а Бог откликнется - потому что Ему виднее, как оно есть на самом деле.

Reply

aleksy_n October 3 2013, 19:02:08 UTC
А когда в ед. числе, то в первом смысле, когда во множ.ч., то во втором. Я стараюсь за этим следить. Я сам понимаю, что не очень удобно. Но если совсем не говорить об эйдосе, как вы подметили, то разговор получится только поверхностным. А если только о нем и не упоминать обычного земного, то мы заплутаем в высоких сферах, потеряв конкретику, или вообще начнем считать ангелов на кончике иглы (с) . Я просто не знаю, как тут стилистически удачней совместить.

***

А чёткой границы в общем случае и нет. Уже по самому понятию таинства. Бог -- не то, что может быть описано в границах. То есть, если таинство -- от Бога, а мы его так и определяем, то устанавливать границы значит ссориться с своим же собственным определением. А оно правильное. И значит, с ним не нужно ссориться.

В частном же случае конечно есть граница. И эта граница и есть -- сама церковность. Собственную мотивацию можно толковать превратно, вы конечно правы. Но я же и пишу, что личная молитва ещё НЕ церковь, церковь, когда вместе. Вернее и не я это пишу. А и в писаниях так ( ... )

Reply

aleksy_n October 2 2013, 16:44:37 UTC
Вы пишите: Разумеется, любой церковный обряд (в т.ч. - и не являющийся таинством, вроде елеопомазания) предполагает присутствие церкви - на то он и церковный

Чин освящения колесницы к примеру, как он практикуется на самом деле, точно предполагает участие церкви?

А самолёта? А оружия?

Давайте различать, что церковно только по названию, а что по существу.
Скажем, распри церковных бюрократов церковны, т.к. относятся к церкви, но в каком смысле?
А в каком смысле церковен ваш замечательный рассказ о поездке к о.Николаю? (Он вообще весь замечателен). Совсем в другом конечно. Церковное "церковному" рознь. И мне казалось, что это не нужно было уточнять. Как само собой разумеющееся. Но если надо, то конечно можно расписать.

Reply

silenza October 3 2013, 11:41:36 UTC
Вы правда считаете, что в чине освящения ядерной боеголовки церковности меньше, чем, к примеру, в соборовании на дому? (термин "церковное" я использую тут в смысле "совершаемое представителями церкви как бы от имени Бога")
А совершаемое Богом в Церкви (как собрании верных, а не "канонической организации") может как вписываться в уставные формы, так и не иметь к ним никакого отношения. И различать одно и другое мы опять же можем только теоретически (во всяком случае, я... т.к. я не верю в "церковь земную и церковь небесную", равно как не верю в "осетрину второй свежести". Есть либо Церковь, либо подделка)

Reply

aleksy_n October 3 2013, 19:21:35 UTC
Я считаю, что боеголовки освящать могут только по двум причинам. Первая от расширения понятия оружия. Оружие всегда святили, во всех культурах. Тут нет никакого ноу-хау христианства. Тут вопросы смерти / жизни. Что сберегает жизнь достойно освящения. Плюс элемент колдунства. Чего выходит больше зависит от конкретной практики и ситуации. Вторая причина -- действие на смысловом поле. Армия вводится в жизнь церкви (как эту жизнь прочитывает Чистый), а церковные смыслы в жизнь армии. Против последнего собственно нет и возражений, если эти смыслы и правда евангельские, а не отсебятина.

А вообще церковно, что спасаетЧто не спасает, то и не церковно ( ... )

Reply

aleksy_n October 2 2013, 16:56:31 UTC
Вы пишите: А тезис "все уставные таинства - требуют молитвенного соприсутствия многих " и вовсе странен, т.к. в современной практике большинство таинств требуют только присутствия "реципиента" и священника (остальная церковь остается "за кадром", хотя и подразумевается). И даже Евхаристия может быть совершена "на двоих".

Что же в нем странного? Разве вначале было так? Разве Спаситель с апостолами, а потом уже мужи апостольские, а потом следующие поколения христиан совершали литургию "на двоих"?

Не так важно, кто и сколько подразумевается. И это даже совсем не важно. Как то сколько и кто принимает реальное участие. Молитвой ли, заботой ли, иной ли поддержкой. И не только в момент "купания", скажем. Но и после. В том и вопрос, кого искать в церкви: реципиентов и требоисполнителей или христиан.

Но да, иногда и двух-трех достаточно, когда других нету.
И в этом нет ничего такого. Как и сказано в Матф.18:20.
Бывает, церковь к двум-трем и сводится. Не страшно.
Наверное и не надо искать больше, когда вся церковь такова.

Reply

Разве вначале было так? silenza October 3 2013, 11:44:58 UTC
Именно поэтому я уточнила - "в современной практике". "Вначале" сама церковь была определеннее - а нам приходится продираться к ней через что попало...

Reply

Re: Разве вначале было так? aleksy_n October 3 2013, 19:24:39 UTC
Современная практика это часто рассуждения о сытном супе в блокадном Ленинграде.
То есть едим, что получилось из опилок, клея и одной крошки муки. Чтоб выжить нужно.
Но чтоб опираться как на пример для обобщений, конечно нет. Думаю, в том Ленинграде не особо писали кулинарные рецепты.

Reply

aleksy_n October 2 2013, 17:05:15 UTC
Вы пишите: "Семь металлов создал свет по числу семи планет"И правда, всё сказано. Но раз уж вы упомянули, то и я ещё раз скажу ( ... )

Reply

silenza October 3 2013, 11:48:36 UTC
Я всего лишь имела в виду, что стремление подогнать число таинств под "сакральный стандарт" (для убедительности) привело к отсеву некоторых обрядов из числа таинств (потому что 9 или 11 таинств не так красиво смотрятся). Хотя я все равно не понимаю, например, необходимости выделения миропомазания (бывшего частью чина крещения) в отдельное таинство... и вообще мне существующий в ПЦ набор таинств кажется отчасти случайным

Reply

aleksy_n October 3 2013, 19:35:25 UTC
Целиком и полностью согласен, что "подгоники", а ещё более защита их -- самое отвратительное. Потому что по сути и духу против церкви. Потому что проповедуют неправду. От лжи никуда кроме лжи и не приедешь.

А с миропомазанием... Так у католиков же, у лютеран, конфирмация отдельна. А наши книжки по богословию таинств это же обычный копипаст с Рима. Только нечестный. Без проставления ссылки на оригинал.

Тут не необходимость, а следствие заимствования.
Хотя при другой практике, будет разумно, что оно отделено

Кстати, вон поляки, стали считать собственно крещение + миропомазание за одно таинство. И ничего, живут :) http://www.hierarchy.religare.ru/h-nacion-pncc.html

Reply


Leave a comment

Up