Из числа священнодействий таинствами по преимуществу называли Крещение и Евхаристию. В "Церковной иерархии" Дионисия Ареопагита говорится о трех таинствах - Крещении, Миропомазании и Евхаристии, однако "таинствами" названы также пострижение в монашество и чин погребения. Преподобный Феодор Студит (IX в.) говорит о шести таинствах: Просвещении (
(
Read more... )
Но не всё, что от Бога - церковное таинство ( ... )
Reply
Reply
Мне кажется, что от того, что Вы смешали теофанию с "уставными формами", получилась некоторая неразбериха...И правда получилась. Давайте разбираться ( ... )
Reply
могут ими как являться, скажем, когда человек и правда ищет Бога, так и не являться, скажем, когда лишь играет в таинства, смеётся, профанирует
Вот в том-то и засада, что четкая граница тут не прочерчивается - поскольку даже собственнную мотивацию человек может истолковывать превратно, а уж чужую - тем более... и человек может быть уверен, что играет и смеется, а на самом деле искать Бога (равно как и наоборот).. А Бог откликается не на внешнее, а на внутреннее... (я вообще к попыткам рационально вычислить, при каких параметрах таинство будет действительным, отношусь осторожно - вспоминая о собственном "несерьезном" крещении, обернувшемся теофанией, от которой уже не отмахнуться).
И я вполне могу представить ситуацию, когда внешние мотивы всех участников обряда будут неблаговидны, а Бог откликнется - потому что Ему виднее, как оно есть на самом деле.
Reply
***
А чёткой границы в общем случае и нет. Уже по самому понятию таинства. Бог -- не то, что может быть описано в границах. То есть, если таинство -- от Бога, а мы его так и определяем, то устанавливать границы значит ссориться с своим же собственным определением. А оно правильное. И значит, с ним не нужно ссориться.
В частном же случае конечно есть граница. И эта граница и есть -- сама церковность. Собственную мотивацию можно толковать превратно, вы конечно правы. Но я же и пишу, что личная молитва ещё НЕ церковь, церковь, когда вместе. Вернее и не я это пишу. А и в писаниях так ( ... )
Reply
Чин освящения колесницы к примеру, как он практикуется на самом деле, точно предполагает участие церкви?
А самолёта? А оружия?
Давайте различать, что церковно только по названию, а что по существу.
Скажем, распри церковных бюрократов церковны, т.к. относятся к церкви, но в каком смысле?
А в каком смысле церковен ваш замечательный рассказ о поездке к о.Николаю? (Он вообще весь замечателен). Совсем в другом конечно. Церковное "церковному" рознь. И мне казалось, что это не нужно было уточнять. Как само собой разумеющееся. Но если надо, то конечно можно расписать.
Reply
А совершаемое Богом в Церкви (как собрании верных, а не "канонической организации") может как вписываться в уставные формы, так и не иметь к ним никакого отношения. И различать одно и другое мы опять же можем только теоретически (во всяком случае, я... т.к. я не верю в "церковь земную и церковь небесную", равно как не верю в "осетрину второй свежести". Есть либо Церковь, либо подделка)
Reply
А вообще церковно, что спасаетЧто не спасает, то и не церковно ( ... )
Reply
Что же в нем странного? Разве вначале было так? Разве Спаситель с апостолами, а потом уже мужи апостольские, а потом следующие поколения христиан совершали литургию "на двоих"?
Не так важно, кто и сколько подразумевается. И это даже совсем не важно. Как то сколько и кто принимает реальное участие. Молитвой ли, заботой ли, иной ли поддержкой. И не только в момент "купания", скажем. Но и после. В том и вопрос, кого искать в церкви: реципиентов и требоисполнителей или христиан.
Но да, иногда и двух-трех достаточно, когда других нету.
И в этом нет ничего такого. Как и сказано в Матф.18:20.
Бывает, церковь к двум-трем и сводится. Не страшно.
Наверное и не надо искать больше, когда вся церковь такова.
Reply
Reply
То есть едим, что получилось из опилок, клея и одной крошки муки. Чтоб выжить нужно.
Но чтоб опираться как на пример для обобщений, конечно нет. Думаю, в том Ленинграде не особо писали кулинарные рецепты.
Reply
Reply
Reply
А с миропомазанием... Так у католиков же, у лютеран, конфирмация отдельна. А наши книжки по богословию таинств это же обычный копипаст с Рима. Только нечестный. Без проставления ссылки на оригинал.
Тут не необходимость, а следствие заимствования.
Хотя при другой практике, будет разумно, что оно отделено
Кстати, вон поляки, стали считать собственно крещение + миропомазание за одно таинство. И ничего, живут :) http://www.hierarchy.religare.ru/h-nacion-pncc.html
Reply
Leave a comment