Мысли вслух о махинациях с ЕГЭ, ОГЭ и прочем «Г» (к статье А.Кузнецова «На Шипке все спокойно…»)

Jun 04, 2016 22:58


Сегодня прочитал на Эхе статью Алексея Кузнецова - прекрасного историка и учителя http://echo.msk.ru/blog/alexey68/1776800-echo/ Статья интересная, вопросы в ней подняты правильные и злободневные, поэтому оставить меня равнодушным она не могла.

Увы, комментировать что-либо на Эхе - занятие неблагодарное. Как обычно, вместо обсуждения тезисов статьи разношерстная и скандальная аудитория скатилась к пустопорожнему тявканью, даже не попытавшись вникнуть в суть. Но в своем ЖЖ мой уважаемый виртуальный друг статью не продублировал, поэтому пишу здесь.

Итак, ситуация проста. Школа 323 на пр.Вернадского. Все 60 выпускников по непонятной причине пишут (в строгом соответствии с утвержденным планом-графиком) экзамен по русскому языку...
...в своей же родной школе!

Более того: согласно тому же утвержденному плану частью дежурных преподавателей оказались педагоги той же самой школы 323, и все это происходит под молчаливое одобрение Рособрнадзора.

Кра-со-та! Все годами звучавшие басни про независимость и непредвзятость экзаменующих, строгую анонимность работ и честность мероприятия можно смело отправлять в макулатуру. И не надо думать, что перед нами единичный случай-исключение, подобных прецедентов хватает и в других школах Москвы.


1. На Шипке все спокойно, а как дела в Багдаде?

А там, как и положено, всё не менее спокойно. Вот, к примеру, московский лицей № ______ (номер я напишу после получения результатов ОГЭ), где вскоре у девятиклассников пройдет ОГЭ по физике. Конечно же, девятиклассники этого лицея сдают экзамен в родных стенах. А как иначе? Больше-то негде, ибо на сотни километров вокруг, видимо, раскинулись необжитые пустоши. Что характерно, пойдут на ОГЭ по физике (это экзамен по выбору) не единицы, а все девятиклассники лицея.

Если вдруг такое поразительное единодушие в выборе экзамена питомцами физико-математического учебного заведения вызывает у вас восхищение, спешу разочаровать: никто из учеников этот экзамен добровольно не выбирал.

2. «Мы выбираем, нас выбирают...»

Как известно, ОГЭ предполагает проведение четырех экзаменов. Два из них (математика и русский язык) являются обязательными для всех, а два оставшихся определяются по выбору. Но...

По старому доброму принципу «закон что дышло» администрация лицея усмотрела в правилах проведения ОГЭ одну хитрую лазейку, о которой и объявила на общешкольном родительском собрании. По их мнению, в правилах якобы не уточняется, кто именно осуществляет выбор экзамена, и выходить из сей неприятной коллизии предложено «по справедливости», чтобы ни один из участников образовательного процесса не счел себя обиженным. Собственноручно запутанный «гордиев узел» администрация лицея разрубила так: пусть один из двух экзаменов выбирают сами ученики, а второй для них выберет педагогический коллектив под руководством той самой администрации. Ловко, правда? ;)

В результате дети оказались перед дилеммой: или сдавать навязанную («по выбору») физику, или рискнуть выбрать что-то иное, но продолжить обучение в другом учебном заведении (ибо детей после 9 класса отчисляют и повторно принимают в 10 класс исключительно при успешно сданном ОГЭ по физике).

Но и с последним оставшимся экзаменом «по выбору» так называемый выбор оказался скорее иллюзорным. Продолжение обучения в лицее предполагает один из предлагаемых профилей: физико-математический (с наиболее строгим отбором), физико-химический, информационно-технологический или химико-биологический - соответственно, для части случаев возникло требование в обязательном порядке сдать «переводной» ОГЭ по информатике или химии. Те, кто готов при недоборе переводных баллов школу менять, узнали, что для поступления в соседние школы требуется такой же «обязательный по выбору» переводной ОГЭ, но уже по иностранному языку или обществознанию.

В общем, на бумаге «экзамены по выбору» есть, а на деле их нет. Как в старой рекламе кофе: «точнее, был Моккона, но весь кончился».

3. Сомнительная фора.

Вернемся к проведению ОГЭ/ЕГЭ в родной школе. Не раз уже слышал от знакомых: «А чем вы вообще недовольны?» На первый взгляд, действительно ничем: дома, как говорится, и стены помогают. Валить своих школе резона нет - напротив, оценку скорее натянут, т.к. по результатам экзамена будет оцениваться и работа самих педагогов.

Но тут важно заметить, что в случайной смешанной аудитории при анонимности работ натягивание баллов ради рейтинга школы теряет смысл: показатели в равной степени повышаются и «своим» и «чужим», и школе выделиться среди соседей не удастся. Впрочем, натянутые баллы будут работать на повышение престижа системы образования в целом.

Другое дело - ситуация, когда на экзамен приходит весь поток «своих». Тут уж любой натянутый балл положительно влияет прежде всего на рейтинг, имидж и карман своей школы.

Но не спешите радоваться. Тактика школы ориентирована на повышение показателей «средней температуры по больнице», и это прекрасно вписывается в схему «двум дюжинам учеников натянем, а пару-тройку завалим». И тут, конечно, почерк и система записи легко выдадут анонимные работы «нелюбимчиков», если проверку поручат обучающему этих учеников педагогу.

Угадывать, попал ли твой ребенок в "нелюбимчики", и играть в эту русскую рулетку лично у меня желания нет и я предпочел бы, чтобы экзаменационную работу моего ребенка проверял и оценивал сторонний и никак не связанный с нашей школой преподаватель. Тем более что это может стать неплохим козырем в случае, если текущие и итоговые оценки детей по той или иной причине занижались преподавателем. А этим отдельные рейтинговые школы издавна славятся.

Увы, учащихся лицея целенаправленно лишили права сдавать экзамен независимым проверяющим в условиях достаточной анонимности работ, и радоваться по этому поводу нечему.

4. «А судьи кто?» или «Оставь надежду, всяк сюда входящий».

Как-то раз на родительском собрании довелось услышать стенания одного педагога о том, что весь класс совершенно «не тянет» даже базовый модуль изучаемого предмета. Парой дней ранее класс услышал от того же педагога ту же мысль, но слегка в иной форме: «Вы - самый тупой класс в моей практике, а мне (между прочим) доводилось преподавать даже в школе для умственно отсталых».

Этим педагогом, как вы уже легко могли догадаться, оказался новый учитель той самой физики в том самом рейтинговом лицее, о котором я веду речь.

И неважно, что поступление в лицей производится по результатам серьезных вступительных экзаменов по профильным предметам и предполагает достаточно высокий конкурс. Неважно, что те самые «дети-тупицы» ежегодно берут места на олимпиадах разного уровня (в том числе по физике). Неважно, что так называемый «базовый курс» за 9 класс на поверку оказывается углубленным курсом по странному, ориентированному на вузовский мат.аппарат учебнику Мякишева для 10 класса, а педагог хаотически скачет по программе, пропуская целые разделы.

Главное, что педагог - заслуженный учитель РФ и эксперт (это слово она всегда произносит с ударением на первый слог) ЕГЭ с несомненным и непоколебимым авторитетом. И неважно, что фразу «закон сохранения импульсА» она исправляет на «закон сохранения импульсОВ», вместо «разложите вектор на составляющие» говорит «проставьте проекции», векторы скорости заставляет откладывать от той же точки, что и векторы сил и т.п. Разве есть администрации школы дело до того, насколько безграмотную чушь несет педагог, если у последнего есть нужная бумажка и общепризнанный титул?

Вот только детей-то не обманешь. Они халтуру и глупость за милю чувствуют, а при знании предмета еще и спорить с учителем норовят. Отсюда и начинаются и двойки-тройки карательные, и задавливание детей авторитетом, и стенания перед родителями.

Но и этого мало. Живописуя жалкий уровень интеллекта наших чад неразумных, учительница физики осторожно перешла к вопросу своих околонаучных трений с классом и попросила от нас поддержки.

Дело в том, что она объявила детям о проведении проверочной работы - независимого тестирования их знаний по физике сторонними педагогами. Но оказалось, что никакого независимого тестирования нет, а работы будет проверять она же. А наша поддержка заключается в том, что мы должны детям эту лживую легенду подтвердить. Пусть, мол, думают, что они действительно тупые, если мнение «независимых сторонних педагогов» окажется созвучным мнению учителя, с которым у класса конфликт на почве физики.

Представили ситуацию?

А теперь вспомните на секунду, пожалуйста, что именно этот «Эксперт» и будет проверять ОГЭ по физике, который весь наш поток вынужден писать в обязательном порядке в так называемых «родных стенах».

----------------
Впрочем, о чем это я?
На Шипке ведь все спокойно, не так ли?
Стало быть, никакой Рособрнадзор, никакой департамент образования не станет и палец о палец ударять для исправления ситуации. По одной простой причине:

«Круговая порука мажет как копоть...» (с) Наутилус.

школа, ЕГЭ, физика, ОГЭ

Previous post
Up