В наш технологический век в исполнительской трактовке художественных, пластических видов спорта и даже самих танцев исчезает эта самая художественность.
В фигурном катании технически сложные элементы вполне себя спокойно чувствуют без какой-либо серьезной хореографии и частенько "технари" побеждают соревнования. В спортивной гимнастике нескладные угловатые девочки не падают с бревна при исполнении сложнейших трюков и поэтому выигрывают. В спортивных танцах артистичность тоже редка, а выразительности движений в большинстве клубов вообще не учат. Поэтому эмоциональность исполнителей выражается в гротескных гримассах или размашистой резкости движений. На конкурсах балета акробатика, эффектность и спортивный азарт часто преобладают над театральностью и одухотворенностью пластики.
В процессе осознанного восприятия музыки танцовщик должен через свою пластику передавать её эмоциональный характер. Сами по себе арабески, аттитюды еще ни о чем не говорят, если они не наполнены мыслью и чувствами. В таком случае это лишь "биомеханические" упражнения - гимнастика, набор движений и поз. Наполненное же конкретным чувством движение становится выразителем состояния человека, его переживаний.
Техническое правильное исполнение движений сродни умению отчетливо говорить, художественное исполнение движений - умению говорить осмысленно.
Разные балетные па содержат различную лексику, обладающую своим смысловым, эмоциональным значением. Например, положения корпуса effacee, в отличие от croisee, ассоциируется с открытостью, правдивостью, откровенностью, незащищенностью. Немного опущенные, "сброшенные" кисти рук в III (Шопениана) или в I скрещенной (Жизель) позиции говорят в романтической грусти. Настроению должно интонировать все тело - положение корпуса, головы, направленность взгляда, мимика (как "жест" лица) и т.д.
Пластические выразительные средства танца:
- пластический характер движений (мягкий-резкий)
- динамика пластики (темп дижения)
- музыкально-пластический ритм
- танцевальная поза и ракурс фигуры
- танцевальный жест
- пространственная амплитуда движения
- направление движения в пространстве
- .......
Актерские выразительные средства танца:
- пантомима
- мимика
- актерское мастерство (перевоплощение и раскрытие художественного образа)
- форма тела танцовщика (визуальный образ-силуэт)
- прочие технические средства (костюм, декорация, освещение, режиссура)
- .......
Об отработке выразительности движений на уроке - в комментариях к предыдущему посту.