Зесь я выкладываю и дополняю те принципы (больше для себя самого), которые стараюсь соблюдать в процессе своего преподавания. Буду рад умным комментариям на эту тему.
- Изучение материала проходит строго в соответствии с методикой* и по индивидуальной программе, которая формируется на основе базовой программы, исходя из уровня ученика и с учетом целей его обучения.
- Педагогическая импровизация на уроке ухудшает качество обучения. Чем больше методических заготовок в программе обучения, тем легче избегать сочинения вариаций непосредственно на уроке (в условиях большого количества индивидуальных занятий). Тем не менее, необходима известная гибкость в подаче материала, которая может потребоваться вследствии самых разных причин.
- Учебый пример должен быть простым, ясным, лаконичным и повторяющимся. Он должен соответствовать возможностям ученика.
- В классе совершенно недопустимы лекции и многословные отвлечения. Все замечания делаются лаконично, точно и прямо в процессе выполнения задания. Учебный показ максимально краток и ученики в его процессе повторяют движения для лучшего уяснения и во избежания остывания.
- Ученик может и должен разогреваться до занятия. Разогрев мышц в классе не является самоцелью. Класс уже построен так, что разогрев является сопутствующей задачей в процессе выполнения самых первых учебных заданий.
- Класс должен быть насыщен, одно движение должно логично переходить в следующее, в процессе занятия интенсивность выполнения движений, их ритм и амплитуда плавно возрастают до предела возможностей ученика. Упражнения составляются, чтобы обеспечить ритмичность всего процесса, давая время (несколько секунд) ученику на отдых и востановление сил между заданиями. После силовых заданий следуют задания на расслабление. За упражнениями, требующими напряженного внимания и сложной координации, следуют более простые в плане внимания (и трудные в плане физики) многочисленные повторения и наоборот.
- В хороший класс надо "входить". Полная нагрузка возможна лишь после нескольких систематичных посещений занятий. Чтобы постоянно поддерживать форму и быть способным выдержать класс, необходимо, по крайней мере, заниматься три раза в неделю примерно через день.
- Полезно часто использовать гран батманы, deci-de-la, качания в a la seconde, паузы в силовых статических позах для выработки силы и выносливости. Для выразительного музыкального заполнения этих пауз можно использовать повороты, port de bra, наклоны головы.
- Ни в коем случае недопустимо в танце использовать утяжеления на руки и ноги и другие протовоестественные ухищрения, разрушающие связки, мышцы и суставы.
- Все или почти все танцевальные движения вначале лучше разучивать у станка. После этого эти элементы, уже тщательно проработанные, выполняются учениками в центре зала значительно легче.
- Желательно, чтобы каждое задание было обдуманно наполнено теми движениями, которые составляют часть разучиваемого в настощее время технического приема.
- Принцип лейтмотива в обучении построен на том, что всесь новый материал опирается на уже изученный ранее каркас движений. Это может, например, проявляться в незначительном изменении разученной вариации новым движением. Лейтмотив раскрывает внутреннюю логику, глубинную связь новых и уже разученных па, или открывает новые неожиданные способы их исполнения.
- Первичны постановка корпуса, осанка, апломб, форма рук (неимоверный труд исправлять руки). Руки вообще должны быть предельно выразительны, а голова должна, в частности, координироваться с работой ног и движением кистей.
- Само выполнение экзерсиса** у станка и в центре зала является прежде всего учебным танцеванием. С первого движения от взрослого ученика требуется эмоциональная выразительность, музыкальное заполнение, выражение личностного отношения к содержанию музыки. Задача педагога помочь этого добиться пластическими и ритмическими средствами.
- В учебном задании, как и в танце, не должно быть лишних движений, приторных и манерных украшений, ненужных эффектов, лишних поз. Они все должны быть скоординированы так, чтобы отразить музыку, выразить образное состояние, создать стиль. Уверенный и смелый лаконизм, приводящий к цели, оказывает куда более сильное впечатление.
* Методика - душа преподавания. Она объясняет, зачем это нужно и почему; почему так, а не иначе; что идет за чем, как именно добиться поставленной цели и многие другие вопросы. Методика танца прежде всего вытакает из теории музыки, анатомии и физиологии человека.
** Экзерсис у станка состоит из 12-14 танцевальных заданий (вариаций), которые исполняются для каждой ноги отдельно. Задания в центре зала и упражнения в партере могут быть самыми разнообразными в зависимости от подготовленности ученика и целей его обучения.