Уже на прошлом Берлинале я поняла, как сильно хочу ещё раз посетить этот фестиваль. И дело даже не в том, что " ещё раз", а в том, что "в том же месте, в тот же час" будет уже совершенно новая программа, другие люди, а потому и другое Берлинале.
Сказано - сделано. Я с радостью и нетерпением ждала новостей о составляющейся программе, и совершенно логично, что ниодно заметка ни об одном другом празднике киножизни не вызывала у меня такого интереса. Ведь все остальное - это где-то в голубой дымкеи далеких Канн или уж совсем потустороннего (в смысле, по ту сторону земного шарика) Торонто. А это - здесь, у нас :), под боком.
Потом программа была изучена вдоль и поперёк, чтобы максимально использовать выбранный день. Главной целью стал "Мистер Холмс" - фильм о пожилом Шерлоке Холмсе в исполнении прекрасного Йена Маккелана. Кстати, на фестивале я после почти 15 летнего заочного знакомства с этим актёром узнала, что оно вообще-то Иен, но менять привычное произношение я сочла упадничеством и преклонением перед переоцененными псевдоинтеллектуалами.
На сайте Берлинале можно найти не только расписание фильмов по любому возможному параметру, но и перечень пресс-конференций. Прошлогодний успешный опыт показал, что после них звезда имеют привычку ретироваться к машинам, а поклонники - караулить их у этих самых машин, и это прекрасная возможность увидеть вживую голливудских небожителей. Так что, ознакомившись с расписанием, было решено приехать к ПК Холмса, послушать, посмотреть на живоого Гэндальфа, а потом ещё попытать счастья увидеть живого и настоящего Кристиана Бейла.
Из фильмов мы выбрали Анжелику, несмотря на название, не имеющее ничего общего с той, которая одиннадцать половых друзей Анжелики. Тут все с точностью наоборот - викторианская Англия, молодая девушка выходит замуж и живёт счастливо с любимым мужем аж до первых родов, когда врачи говорят, что еще одна попытка стать мамой грозит ей неминуемой гибелью, а, значит, им с мужем предстоит вести жизнь в духе ранних полоумных в своей вере в праведность воздержания христиан. Поскольку у молодой пары взгляды прямо противоположные, им приходится нелегко, и со временем у девушки пышным цветом распускаются все возможные психические отклонения на почве фрустрации. Это только затравка, никаких спойлеров.
Мы ещё рассматривали возможность просмотра пары других фильмов - корейских или одного южноамериканского фаворита фестиваля, но после я поняла, что это было бы слишком. Надо же не только посмотреть, но и переварить, и осмыслить. И случае хорошего кино этот этап может быть даже более длительным и захватывающим, чем само знакомство с материалом.
Возвращаюсь к подготовке к поездке, чтобы в очередной раз посетовать на он-лайн ажиотажи вокруг билетов. Я вообще не понимаю, кто их может взять, если сначала 30 секунд сайт висит, а когда возвращается к жизни оказывается, что все продано. Кто те Нео, подключающиеся напрямую к серверам и успевающие захватить свободные места за миллисекунды? Или этим счастливчикам Мэтью Маккрнахи из будущего азбукой Морзе выигрышную стратегию диктует? Короче, что-то из научной фантастики.
Неожиданностью оказалось открытие, что вечером накануне премьеры появились ещё свободные билеты, которые мы быстро купили. Самое интересное, что места узнаешь только когда забираешь билеты, система сама их назначает.
День Б был солнечный и очень ветреный. Не без приключений добрались по центра, Мекки, альфы и омеги Берлинале - Потсдамской площади. Главный кинотеатр фестиваля - -дцатозальный Синемакс, а в 200 метрах от него, как столица при самом густонаселённом городе, Берлинале Палас - с красной дорожкой, стадами фотографов, репортеров, критиков, ну и обычных зрителей. Мисмера Холмса мы выбрали ещё и по этой причине - он шёл именно в этом роскошном кинотеатре. Премьера ведь.
Приехав, мы успешно купили билеты на Анжелику и поспешили к храму берлинских богов движущихся картинок, чтобы послушать прямое включение с пресс конференции Шерлока. Успели на самый конец. Когда закончилось вещание, рысью понеслись к заветному выходу, рядом с которым урчали моторами несколько холеных Ауди (Ауди - один из основных спонсоров Берлинале). Померзли, разглядывая столпившиеся у солидных бронированных дверей две группам, потряхивающие постерами, открытками и дисками с Гэндальфом. У кого-то ещё были изображения Магнето, но их было меньшинство. Мне стало обидно за сера Макклелана. Все-таки, неужели он для этого 50 лет вкалывал в театре и кино, чтобы на старости лет стать в массовом сознании исключительно Гэндальфом?
Наконец показались отконференченые актёры. Дамочку, которую я знаю по фильму Love actually, я сначала даже не узнала. Определённо, в жизни она как-то симпатичнее. Сэр Йен вышел последним и покорно начал подписывать все, что ему давали, сначала с одной стороны от входа, потом с другой. Поклонники зазывали его к себе. Я поразилась фамильярности этих товарищей - вот я не смогла бы незнакомого пожилого Сера окликнуть просто по имени.
По-моему, там никто не ушёл обиженный - мистер Макклелан подписывал, улыбался в фотоаппараты и телефоны, кивал, что-то даже говорил.
А в сторонке тихо стоял слегка растерянный японский актёр, исполняющий второстепенную, но немаловажную роль. Он явно растерялся, ведь до него никому не было дела, все сосредоточились на британских коллегах. Поэтому когда кто-то из фотографов его окликнул, японец понесся к нему, теряя гэтта.
Кстати, для фотографов (или фотографами, хотя одно другому не мешает) вдоль уличной ограды напротив этого многострадального выхода выставлены стремянки, стреноженные велосипедными замками.
Забыла упомянуть, что у сэра Йена была потрясающая фетровая шляпа цвета морской волны. Может, я идеализирую, но мне кажется, что британский мужчина традиционной ориентации в таком возрасте такую шляпу не наденет, чопорные поколения его предков ему не позволят. А уж в более раннем возрасте и подавно. А зря! Потому что смотрелся сэр великолепно!
Потом мы успели забрать наши билеты на мистера Холмса, причём если в обычную кассу была приличная очередь, то в интернет-кассу перед нами стоял аж один человек.
Итак, пришло время первого фильма - Анжелика. Каким-то чудом мы нашли два места прямо посередине зала - в этом кинотеатре места не писАли, нужно было занимать самому. Со мной заговорила девушка, сидящая на ряд позади. Она оказалась студенткой режиссерского факультета из Израиля, в Германию приехала на неделю специально на Берлинале. Меня потрясло, что в некоторые дни она собиралась смотреть по 4 фильма. Наверное, изучая кинематограф, она к такому привыкла, а вот я на такой подвиг была бы не способна.
Фильм, к счастью, оказался не таким страшным, как я боялась. Режиссёр сосредоточился именно над шутками, которые играет с сознанием подавленная сексуальность. Кое-что было очень предсказуемо, и мы так и ждали, когда только что увиденные героиней образы её подсознание выбросит переработанными с точки зрения Фрейда. Кроме наблюдения процессов поглощения, переработки и исторжения подсознанием окружающих героиню образов, режиссёр не забывает и женщинам по другую сторону экраном подкинуть повод для сумасшествия: платья главгероини совершенно невероятны! За переливами разноцветного шелка и прихотливыми силуэтами следить не менее интересно, чем за действием. Есть много совершенно очаровательных деталей, которые делают все происходящее объёмным. "мой муж никогда бы этого не позволил, если бы был настоящим британцем, но он итальянец". "Мы должны передвигаться, будто плывем, чтобы никому из мужчин не пришла в голову мысль, что у нас есть ноги."
После сеанса на сцену поднялся режиссёр и две исполнительницы главных ролей, чтобы ответить на вопросы из зала.
Было интересно послушать комментарии создателя фильма, многое обрело дополнительный смысл. Например, его спросили, почему маму и её дочь в будущем играла одна и та же актриса. Во-первых, таким образом режиссёр переносит наши чувства от главной героини к её дочери, которую мы едва успеваем узнать, а во-вторых, происходящее как бы происходит в голове этой младшей девушки, пока её мать рассказывает историю, а поскольку она отождествляет мать и себя, то и внешность передаёт свою.
В общем, было очень интересно. Потом мой спутник пошел питаться и раздобыть мне что-нибудь поесть, а я побежала смотреть пресс-конференцию с Кристианом Бейлом. Пробегая мимо заветного выхода, я затормозила, и поняла, что в этот раз желающих поглазеть на голливудских гостей гораздо больше, так что сменила траекторию, чтобы занять место "с видом". Мне очень повезло, что две девушки, стоящие впереди куда-то переметнулись, и я оказалась первом ряду между теми самыми фото-стремянками. Рядом переговаривались два фотографа. БЫло интересно послушать краем уха и окунуться в необычную профессиональную специфику. Они делились, кто из актеров как часто меняет машины, как хорошо ,когда кто-то приезжает на иностранных номерах, кто за сколько последний раз продал фотографию журналу Bild...
Наконец все зашевелились, заволновались, и заветная дверь открылась. Натали портман быстро прошмыгнула в машину, оставив поклонников вопить подбитыми чайками "Натали! Натали!" Особенно там выделялась одни девушка, которая на том же месте стояла и когда выходил Йен Маккелан. Интересно, а она вообще в туалет ходит? Или эти места просто тоже распроданы? Свое "Натали!" она издавала раз в в 5 секунда точно и успела, по-моему, задолбать абсолютно всех. Поняв, что с Портман ей ничего не светит, она сменила шарманку на "Кристиан!". Я наблюдала за этим и размышляла, что мне бы не хватило наглости незнакомого человека окликать в полный голос по имени. Что за амикошонство?
Кстати, папарацци, дождавшиеся своего звездного часа, когда Бейл раздал автографы и подошел на "мою" сторону улицы, звали его "мистер Бейл". Профессионалы) И благодаря им Бейл долго стоял метрах в 2 от меня, так что цель приезда была достигнута - любимого актера я рассмотрела) когда мы оттуда уходили, счастлива я была неимоверно.
Оставалось немного времени до премьеры "Мистера Холмса". Мы побродили по округе и пошли занимать свои места, благо, в этот раз они были написаны на билетах. Берлинале Палас, конечно, прекрасен. Огромный, стеклянный, просторный, внутри много красного, в основном ковры)) Все служащие в элегантной форме, вокруг висят портреты звезд. На главной лестнице вывешены огромные портреты актеров, снимавшихся в фильмах, борющихся за золотых мишек. Перед своей премьерой актеры эти портреты подписывают. В прошлом году мы эту церемонию наблюдали он-лайн, прежде чем исполнители главных ролей вошли в зал. В этот раз этот момент остался "за кадром", зато мы сидели очень близко к вип.ряду. Интересное чувство, смотрет ьфильм, когда знаешь, что человек, переживающий на экране, сейчас сидит в 10 метрах от тебя. Чувство приятное для самомнения, но разрушительно действующее на иллюзию, честно говоря. Как же я могу поверить в 93-летнего дряхлого Холмса, если вот он сидит - бодрый Йен Маккелан? Или как можно верить этой слегка расплывшейся домохозяйке, если только что она же, идеально накрашенная и элегантно одетая фланировала к своему креслу? Обман!
А фильм просто замечательный, мне, конечно, больше всего понравилось, что он еще и с Японией связан))) Сцена в Хиросиме произвели огромное впечатление. У меня просто кровь застыла в жилах, когда на фоне багрового неба показали остов ратуши. Тот самый, который я видела всего 8 месяцев назад. Конечно, эта страница истории ужасна сама по себе, но, связанная с личными воспоминаниями, она воспринимается не как параграф в учебнике, а как что-то абсолютно реальное и даже близкое.
А после сеанса по громкой свази объявили, что все желающие могут присоединится к секции вопросов и ответов к фильму, показав на входе билеты. И происходит это событие в Ауди Берлинале Лаунже. На этот лаунж я, широко открыв глаза и рот, смотрела еще в прошлом году. В этом, понимая, что шансы мои туда попасть от абсолютного нуля не сдвинулись, просто жалобно вздохнула, проходя мимо. Ну, каюсь, покосилась на фигуры людей, мелькавшие за стеклянными стенами и подумала, сколько же эти буржуи отдали, чтобы там оказаться. И тут такое нам объявляют! Мы поспешили к заветному зданию.
Кстати, все посетившие премьеру выходят из Берлинале Паласа по красной дорожке. Той самой, которую все это время показывают то ТВ, на которой фотографируют актрис в роскошных платьях, чтобы потом еще год обсуждать , у кого было самое удачное платье. Пройтись по по ней было приятно) И очень светло от десятков прожекторов. За ограждениями чистили оружие папарацци, в ожидании вечерней охоты
В фойе Берлинале лаунжа столпились желающие проникнуть за вожделенную стеклянную дверь. Немного толкотни, чуть-чуть ожидания - и вот поток потянул меня к "пропускному пункту". Кстати, после того, ка я зашла пропустили еще человек 10 максимум - мне очень повезло)
Внутри все типично хай-тековое - минимализм, трубы из потолка, стекло и металл. Все говорят тихо, улыбаются с прищуром, пьют манерно. Откуда их таких набрали? А мы фотографировались с баночкой смузи с печатью Берлинале, прилипли к окну, выходящему на красную дорожку, наблюдая съезд гостей на очередную премьеру (фильма с Бейлом и Портман ,кстати).
Изучили, кажется, весь парк Ауди - все машины были разные. В какой-то момент боковым зрением я заметила знакомый палантин - и вытаращив глаза проводила взглядом актрский состав "Мистера Холмса", фланирующий в метре от меня к подиуму с микрофонами. Мой спутник даже умудрился потрогать сера Йена, пока стоял в очереди за кофе))) а потом всем рассказывал об этом весь вечер. Когда закончились слушатели - начал рассказывать по следующему кругу)
В общем, мне казалось, что я каким-то образом оказалась... Зазеркалье немного не то... в Заинтернетье что ли? Тут Йен Маккелан щеголяет шляпой, слева - роскошный вид на Берлинале Палас, который сверху еще красивее, внизу за окном - Натали Портман расстреливают вспышками 4 ряда фотографов.
Прямо захотелось и на следующие выходные прийти на какую-нибудь премьеру. Ведь на ретроспективный показ Унесенных ветром вряд ли придет кто-то из создателей)