400. Ничтожна милостыня того человека, который подает ее недоброхотно,
потому что милостыня вещественная не его, а Божий дар, ему же принадлежит только расположение сердечное. Поэтому многие милостыни окажутся почти суетными оттого, что они были подаваемы недоброхотно, с сожалением, с неуважением к лицу ближнего. Как и гостеприимцы многие окажутся суетными вследствие лицемерного, тщеславного обращения со своими гостями. С сердечным расположением да приносим жертвы свои на алтарь любви к ближнему: доброхотна бо дателя любит Бог (2 Кор 9,7).
406. Пред наступлением великих праздников надо быть особенно внимательным к себе. Враг заранее старается охладить сердце к предмету празднуемого события, чтобы христианин не мог сердечно почитать его сердечным размышлением о сущности его. Тут он действует на нас или чрез атмосферу, или чрез принятую внутрь пищу и питие, или чрез свои разжженные стрелы, с избытком бросаемые в сердце и сильно палящие всего человека; при этом чувствуются лукавые, скверные и хульные помышления и сердечное отвращение к предмету торжества. Надо преодолевать врага понуждением себя на богомыслие и молитву.
408. Враг действует иногда чрез злых людей: чрез гордецов - уничижением и презрением; чрез изуверов - неверием, вольномыслием и кощунством над святыней веры; чрез зверонравных повелителей - тиранством и мучением; посредством чревоугодников - прельщением к лакомству, объядению и опьянению (тут, впрочем, имеет поползновение плоть наша); чрез распутных - склонением к разврату или потере целомудрия; чрез татей - похищением нашей собственности; опечаливает нас чрез ненавистников и завистников; чрез жестокосердых лишает нас пищи, одежды, жилища; чрез всех и все земное, по попущению Божию он как князь мира сего (Ин 16,11), князь власти воздушныя, как миродержитель тмы века сего (см.: Еф 6,12), действует на род челевеческий к его озлоблению и привлечению на свою сторону, употребляя для этого разные обольщения и тесноту. Если бы премудрый, всеблагий и всемогущий Отец Небесный не бдел неусыпно над нами и не обращал к добрым последствиям бесчисленные коварства над нами искусителя, если бы мы не внимали себе, то давно бесплотный злодей покорил бы себе весь мир и на земле не осталось бы семени святого, которое составляет стояние его (см.: Ис 6,13).