Унитаз и рынок.

Sep 24, 2012 13:33

Оригинал взят у sl_lopatnikov в Унитаз и рынок.

Поскольку поразительным образом до людей не доходят совершенно очевидные вещи даже на примере лотереи - не всё можно предсказывать! - привожу еще один пример и объяснение, как рынок работает без плана. Объяснение на примере унитаза.

Как работает унитаз? - А очень просто: у него есть бачок, входная труба и клапан "обратной связи", открывающий воду, ежели ее уровень падает ниже определенного уровня.

Когда бачок пуст, клапан открыт и бачок заполняется водой. Когда уровень воды в бачке достигает определенного уровня, клапан закрывается и вода перестает поступать и стоит до тех пор, пока не поступит запрос на воду со стороны потребителя.  Роль бачка на рынке играют СКЛАДСКИЕ ЗАПАСЫ (в случает услуг - резервные мощности). В отличие от унитаза, потребители спускают обычно не всю воду сразу, а частями. Но это не существенно. Существенно то, что это происходит безо всякого плана. Просто потребитель приходит в случайный момент времени и забирает случайное количество воды (как из водонапорной башни, которая может и является более точным образом, но унитаз - правильнее). Однако, в какой-то момент уровень запасов снижается ниже критического и клапан открывается - то есть делается заказ на пополнение запаса.


Поступил заказ - вот тут же точно возникает ПЛАН - так как спрос бачка на воду гарантирован. И труба (производство) с известным расходом начинает подавать воду (производство в соответствии со своими возможностями поставлять продукт). Все задача решена безо всякого директивного плана.

Что такое объем бачка в данном случае? - Это максимальный риск производства. Больше чем бачок воды потерять нельзя в принципе. Максимум, что может случиться, потребитель унитазной воды никогда ее не воспользуется. И вода. скажем,. испарится. Или стухнет. И это все.

Чем определяется минимальный объем воды в унитазе? - А очень просто определяется: есть максимальная производительность входной трубы: ясно, что минимальный запас должен быть достаточно большим, (при дискретных заказах) за время производственного цикла вся вода из бачка не ушла.

Если бы потребление было НЕ СЛУЧАЙНЫМ, к гарантированным, никакой клапан в бачке бы не понадобился, да и сам бачок тоже: производительность входной трубы  могла бы быть равна потреблению. И все дела. И риск бы производителя был бы равен нулю - это мечта Вассермана. Но жизнь, увы, устроена иначе: потребление случайно. И ПАРАМЕТРЫ ЭТОЙ СЛУЧАЙНОСТИ определяют - НЕ ПРОИЗВОДСТВО ВОДЫ! - А только минимальный и максимальный объем воды в бачке и потребную ПИКОВУЮ мощность трубы (производства) с тем, чтобы вероятность серьезной проблемы (например, отсутствия воды), когда в случайный момент возник спрос, не превышал а, скажем 0.0001%. Ага..

Эта задача - типичная, простейшая задача теории обслуживания. Она решается? Ну да. Но она не имеет отношения к директивному планированию, хотя тут есть и оптимизация, например, диаметра входной трубы, и максимального и минимального запаса воды. Но результатом этой оптимизации НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДИРЕКТИВНЫЙ ПЛАН, Это ПЛАН-ПРОГНОЗ . И он направлен вовсе не на штуки выпуска продукции, а на ПОТЕНЦИАЛ ИХ ПРОИЗВОДСТВА.

Можно сказать, что тогда станки-то, обеспечивающие производственный потенциал планируются? - Если бы фабрика, потребляющая эти станки была ОДНА, то оно конечно может быть... Но их много. И сами станки в свою очередь, начинают играть молекул воды унитазе более высокого ранга... И так то единственного на всю страну прокатного стана... который можно запланировать. И даже нужно.

Previous post Next post
Up