простыня без ката, Россия-Которую-Мы-Потеряли (болд мой)

Nov 24, 2021 00:12

Исторические напёрстки
64 097 подписчиков

Как православные Скрепы Российская империя в головы заколачивала…

10 октября

https://zen.yandex.ru/media/id/5ef8896c0d13dd78e21972de/kak-pravoslavnye-skrepy-rossiiskaia-imperiia-v-golovy-zakolachivala-6162b3bff6ca423b25d67dad



За публикацию такой картинки аффтар сто пятьдесят назад схлопотал бы уголовное разбирательство и год тюряги, «за умышленные насмешки над православной верой». И добавку получил, как бог свят - за распространение. Сибирь, батоги и клеймо на лоб. В какое чудесное время всё-таки живём!

Поэтому. Пройдёмся сегодня по любимым песням авторов и исполнителей телевизионного ВИА «Встающая Россия», где припевом всегда прозвучит монументальное утверждение: Православие в дореволюционные времена было оплотом духовности и нравственности. Только благодаря ему (а не армии и флоту, труду и стойкости миллионов людей) народ русский приобрёл свои замечательные качества: терпение, смекалку, великодушие и многое другое, чему мир по сей день удивляется, мало нас понимая.

Оказывается, крайняя многовековая набожность была «национальной идеей» России, главной Скрепой государства. Однако…

Хочется поцитировать классиков марксизма, которые гневными, примитивными, но очень понятными утверждениями такие мифы уже давно распылили на молекулы. Напомнить: в классовом обществе не бывает неклассовой идеологии, неклассовых институтов. Российская империя была государством феодальным, крепостническим. Даже декоративные и демократические драпировки фасада 1905 года ничего не изменили. Бал правили аристократы и помещики.

А Православие, в лице специального министерства - Священного Синода, всегда и во всём отражали волю господствующего класса. Не имея и тени собственной независимости. Русский народ это прекрасно видел, чувствовал, относился к Православию и его служителям соответствующим образом. Дав точное определение служителям: «поп - толоконный лоб». При любом бунте непременно сжигая вместе с имением помещика… и подворье священника. Церкви старались не трогать, но это другая история.



(Иллюстрация из открытых источников)

Если отскрести от явления «набожности» русского народа всякую сусальную позолоту философов, софистов и пропагандистов, Русская православная церковь являлась институтом и механизмом подавления. Юридически. Имея более разветвлённую, чем полиция и жандармы, структуру - зорко наблюдала за умонастроениями народа. За столь нелёгкий труд сытно кормилась за счёт государства, одаривалась «за верную службу Царю и Отечеству» земельными наделами с тысячами крестьян.

Это ещё большой вопрос, какой именно гнёт был более тяжким, светский или клерикальный. Который обладал более страшным свойством: путал сознание, подпитывал предрассудки, грозил тёмным и невежественным людям карами посмертными и лютыми. Но даже этот трюк был временами неэффективным, судя по всему.

Простые методы.
Тех, кто не желал уверовать добром, заставляли «любить Бога» угрозой применения силы. Атеистическое мировосприятие в Российской Империи считалось тяжким преступлением, строго наказывалось по Закону. Даже незначительные проступки, сегодня нам кажущиеся смешными и безобидными, - тщательно фиксировались «толоконными лбами». Давая ход уголовной процедуре преследования, если это касалось самой православной веры или соблюдение её обрядов.



(Иллюстрация из открытых источников)

Пресловутая «духовность» прививалась угрозой тюрем и бедламов. Штрафами, каторгами, клеймлением, батогами и лишением состояния. Это не касалось правящего класса, а вот всем остальным приходилось жить с оглядкой. Всячески маскироваться и приспосабливаться. Потому что вокруг было немало действительно верующих (ничуть не отрицаю этот факт). Не чуравшихся бдительно смотреть по сторонам, порой строчить доносы.

Речь идёт об «уложении наказаний уголовных и исправительных» от 1845 года. Эти законы последовательно применялись и настойчиво усложнялись со времён Петра I, применялись до 1905 года включительно. После первой Революции сохранялись лишь отчасти, причём даже Временное Правительство в 1917-ом не решилось отменить Уложения полностью. Понимая, насколько церковь является важным политическим инструментом.

Раздел «о преступлениях против веры» почитаем, чтобы иллюзий не оставалось. Как умели тогда защищать чувства верующих.

«За «небытие на исповеди» с разночинцев и посадских людей в первый раз взимать рубль, во второй раз - 2 руб., в третий раз - 3 руб.; с крестьян соответственно 5, 10 и 15 копеек».
Деньги немалые. В XIX веке - особенно. Прислуга в крупных городах зарабатывала около 4 рублей в среднем. Крестьяне вообще предпочитали без денег обходиться, невеликие свои осенние доходы переводя в материальные товары мануфактур.



(Иллюстрация из открытых источников)

Дисциплина прививалась в обе стороны, кстати. Потому что «толоконные лбы» имели привычку, особенно в дальних приходах, быстро расслабляться, от государевой службы уклоняться. А были и слишком сердобольные, чтобы назначать штрафы неимущим. Но это категорически преследовалось:

«За сокрытие «небытейщиков» священника наказывать на первый случай 5 руб., затем 10 и 15, а в четвертый раз лишением сана и отсылкой в каторжные работы».
«Небытийщики» - это прогульщики исповедей. И наказание действительно могло настичь священника... за мягкосердие. Кстати, в Уложении - ни слова о дворянах, если заметили. Могли совершенно законно не ходить на исповеди, проступком перед государством это не считалось. Будем дальше спорить? Утверждая: Православие не было инструментом подавления именно низших классов. Или всё-таки существовало, как институт контроля и управления неразумным стадом?

Смотрим раздел «О преступлениях против веры», это уже уголовщина.

Статья 182. «Богохульство в церкви - ссылка и каторжные работы до 20 лет, телесные наказания, клеймение; в ином публичном месте - ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймение».
Статья 183. «Непубличное богохульство - ссылка в Сибирь и телесные наказания».



(Иллюстрация из открытых источников)

Это самое вкусненькое. Это как… «непубличное»? Гневное бормотание в сортире, услышанное соседом: «как же ваши колокола одолели… провалитесь вы со своей заутреней!». Подходит. Непублично и богохульно. Но это цветочки. Вот что грозило бы вашему покорному слуге, за статейки о христианском мракобесии, полный набор:

Статья 186. «Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла - заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет».
Статья 187. «Печатная и письменная критика Христианства - ссылка в Сибирь, телесные наказания».
Статья 188. «Насмешки над Христианством, умышленно - заключение до года, неумышленно - до 3 месяцев».
Статья 189. «Изготовление, распространение предметов веры в непристойной форме - по умыслу - наказание согласно ст. 183; без умысла - заключение до 6 месяцев или арест до 3 недель».
Жуть. Если быть дотошным - распространение любого научного знания является критикой религии… Тюрьма, Сибирь, батоги. Недоработали попы в XIX веке, столько прогрессивных умов пропустили. Хотя, объективности для, готов этот парадокс объяснить. Учёные и вольнодумцы-гуманитарии принадлежали к элите российского общества. Либо сами были дворянами, либо имели покровителей и попечителей из среды высших сословий. Умный и тонко чувствующий «политику государства» мракобес тут был бессилен, предпочитал не связываться с «антихристами».

Не менее полезным сегодня будет знать, насколько цепко держалось Православие за своё стадо. Речь о свободе вероисповедания. Выборе человеком более интересной ему религии.

Статья 190. «Отвлечение от веры: ненасильственное - ссылка до 10 лет, телесные наказания, клеймение; насильственное - ссылка до 15 лет, телесные наказания, клеймение».
Статья 191. «Отступление от веры - лишения прав на время отступления от веры».
Статья 192. «Если один из родителей не христианской веры воспитывает детей не в Православной вере - расторжение брака, ссылка в Сибирь».
Статья 195. «Совращение из Православия в иное вероисповедание - ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении - ссылка в Сибирь, телесные наказания».
Статья 196. «Вероотступничество - запрет на контакты с детьми, до возвращения в веру».



(Иллюстрация из открытых источников)

Опять Сибирь с клеймом на лоб, уважение к чужим взглядам - в полный рост. И хотя католичество и лютеранство не были под прямым запретом, но их загнали в резервации. Любая пропаганда других вероучений была запрещена. За проповеди можно было получить батоги, тюрьму и исправительные работы до 4-х лет. «Соблазнённые» получали годовое перевоспитание «смирительного дома».

Как после этого обвинять коммунистов, когда они психлечебницами лечили инакомыслие? Мол, изобрели этот бесчеловечный метод именно в СССР. «Ха» три раза. Восторженный образ мысли (посредством смирительной рубашки) культивировали задолго до них, как оказалось.

Чтобы воспитание неразумного стада было непрерывным конвейером, Церковь и государство очень внимательно подходили к вопросам образования детишек. Строго бдили: каждый новорождённый должен попасть именно в лоно православия:

Статья 198. «Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере - заключение до 2 лет».
Статья 220. «Не привод детей в церковь - духовное и гражданское внушение».
Выводы…
«Внушение» ещё пережить можно. Но самое страшное, конечно же, было раскольничество и кощунство. И отношение к святыням, их оскорбление - самые суровые статьи, сравнимые по тяжести с сектантством.

Статья 223. «Оскорбление святынь - каторжные работы до 15 лет или пожизненные, телесные наказания, клеймение».
Статья 226. «Неуважение к святыне - заключение в смирительном доме до 3 лет или тюремное заключение до года».
Статья 227. «Оскорбление священнослужителя - заключение в смирительном доме до года или тюремное заключение до 6 месяцев».
Статья 228. «Неумышленное неуважение к святыне и оскорбление священнослужителя - арест до 3 месяцев».
Как видим, к «святыням» приравнены… попы. Очень логично и оправдано. Столпы правопорядка и правильного образа мысли. Скрепы.

Было православие фундаментом культуры русского народа? Не берусь судить, для какой-то части образованного населения, глубоко копающего в вопросах философии, - несомненно. Немало мыслителей, людей искусства и литераторов уважаемых институт церкви поставил, некоторые даже сегодня актуальны.

Но для основной массы населения крестьянской России? Тут о пользе репрессивных мер говорить не стоит. Веру там никто не выбирал, «высокая духовность» достигалась угрозой принуждения, выработкой нескольких социальных рефлексов. На счастье, не очень обременительных.



(Иллюстрация из открытых источников)

Говорить, что это было какое-то «ярмо для народа, похлеще крепостничества»? Фу… что за глупость. Русский человек житейски мудр и опытен в части неисполнения законов… Принял правила игры спокойно. Иногда истово верил. Но большей частью, по воскресеньям ходил на службы ярко наряженный, в скрипящих сапогах и цветастых шалях. На народ поглазеть. Не забыв утром плеснуть молочка под порог домовому, заглянуть к бабке Лукерье заговорить больной зуб, заказать приворот или сглаз… чтобы у соседа корова сдохла, тёща окривела.

Но сегодняшние влажные рассуждения о Скрепах, претензии Православия на почётную (даже исключительную) роль в обществе - абсурдны. Светское государство уже разок попробовало опереться на мракобесие, результаты 1917-го года тому должны быть уроком. Если вера не лечит, не утешает, а способна нормально функционировать только при наличии репрессивных законов и финансовой поддержки со стороны власть имущих - это не гармония. Ничем хорошим не закончится такая смычка.

«...и будет в челюстях народов узда, направляющая их к заблуждению». (Исход 30:27)

------комментарии------

Комментарии767

Бонифаций
1 месяц
Нынешняя РПЦ - тормоз развития религиозного,, православного общества в России. Давно назрела необходимость радикальных реформ: перехода отправления служб на современный, понятный прихожанами, русский язык; перехода на принцип добровольного принятия, совершеннолетия человеком, покаяния и крещения, а не насильного пихания безответных младенцев в купель, ради получения мзды и увеличения поголовье, верующих
88 ответов

Погонщик ослов
1 месяц
Занятная статья.
9 ответов

Александр Осипов
1 месяц
Не однозначно относилось Российское государство к церкви , блюдя "духовные скрепы " , как необходимые моральные устои для народа , князья , цари и императоры ( и императрицы ) Российские неоднократно осаживали её хищнические поползновения . конкретно начиная с Ивана 3 неоднократно проводились земельные конфискации и чистки "закромов " православной церкви . Иван 3 , Иван Грозный , Петр 1 , Екатерина 2 , это не полный список трезвомыслящих государей не дававших чрезмерно обогащаться этому институту духовной власти .И большевики ничего нового не придумали , лишь применили более радикальные меры в отношении церкви , правда во многих случаях с большими перегибами .
22 ответа

Еще 50 комментариев из 362

общество, СССР, история и её преподавание, Российская империя, исторические напёрстки, история Родины, религия, атеизм, Историческая заметка, важная памятка

Previous post Next post
Up