Оригинал взят у
mamlas в
Умы из палаты, или Щё цэ за дурно в Кремляке було? / Либерально-бездарная болтократияЕщё о
национальной идее в России сегодня Совет по стратегической болтовне
Первое заседание нового совещательного органа, Совета по стратегическому развитию при президенте РФ, показало его ненужность и полную бесполезность второго заседания
В замечательном мультфильме «Летучий корабль» четыре персонажа - царь, его приближенный, дочь царя и ее жених-простолюдин на один и тот же мотив поют весьма разные песни о том, как они представляют собственное идеальное будущее.
© Заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам
Инсценировку этого фрагмента государственными мужами и женами мы наблюдали 13 июля в Кремле, где Владимир Путин провел в Москве первое заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
«К чему мы должны прийти»
Нынешний Совет пришел на смену аж целым двум другим: «По реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике» и «По жилищной политике и повышению доступности жилья».
Но от рекламного хода «два в одном» мало что изменилось, разве что прибавилось статуса. До боли знакомые лица - помощник президента Андрей Белоусов, председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, вице-премьеры, ключевые министры, спикеры обеих палат парламента, тщательно отобранные бизнесмены и эксперты, - все как в известной басне Крылова. Не нашлось места ни единому эксперту, специалисту, ученому, который мог бы придать иные, неожиданные идеи, вызвать серьезную и принципиальную полемику. Никто не удосужился пригласить, к примеру, Сергея Глазьева, которого президент держит в качестве советника по экономике, но очевидным образом игнорирует - слишком уж неудобная у академика точка зрения на работу нынешнего правительства. Впрочем, Сергей Юрьевич может утешаться словами из Псалома: «Блажен муж, иже не иде на совет…»
Ключевые слова заседания были сказаны под занавес, когда утомленные от собственной значимости прозаседавшиеся уже разминали утомленные дискуссией поясницы. Завершая работу, президент произнес хорошие слова: «Нам нужны ясные и четкие понятия того, что мы должны сделать, к чему прийти и какие задачи решить, - с полной персонификацией ответственности за это достижение или, наоборот, за отсутствие результатов».
К сожалению, Владимир Путин подзабыл, что «задачи» давным-давно поставлены - взять хотя бы те же майские указы от 2012 года, - что о «персональной ответственности» он сам объявлял много раз без особого эффекта.
А причина этих неудач в том, что ответа на ключевой вопрос «К чему мы должны прийти», никто из членов Совета по стратегическому развитию дать не в состоянии. Все они работают по принципу «Дайте мне денег и я сделаю хорошо». А если денег и вправду дают, неизменно возникают объективные трудности, не позволяющие сделать хорошо.
Но это не может быть стратегией развития страны. А любая стратегия должна вести к четко обозначенной и озвученной для общества цели, чего тоже не наблюдается.
«Людей морочить не надо»
Открывая заседание, Владимир Путин призвал правительство: «Надо избавиться от изматывающего людей бюрократизма, обеспечить быстрое принятие и исполнение решений. Нельзя морочить людям голову». Отличное начало работы новой бюрократической структуры.
Но следующий выступающий, Дмитрий Медведев, президента не слушал. Он, конечно, произнес пару обтекаемых слов про экономику, про то, как надо «снизить давление на бизнес» (его фирменная фишка для будущей борьбы за престол), но потом опять пошло выступление в стиле «речь на партактиве».
Дух - вернее, душок - избирательной кампании витал в воздухе. Если еще недавно главными темами столь высокого собрания были бы несырьевой экспорт и развитие импортозамещения, то сейчас, конечно, во главу угла стала «социалка». Необходимая, больная тема, но все решает контекст (цитируем по официальной стенограмме):
«В число наиболее значимых направлений мы предлагаем включить развитие здравоохранения и образования, повышение их качества и доступности, развитие ипотеки и арендного жилья, жилищно-коммунального хозяйства и городской среды, а также экологию и создание сети безопасных и современных качественных дорог. В отдельное направление также предлагается выделить работу по улучшению ситуации в моногородах. Это вполне оправдано, поскольку в таких местах живет практически каждый россиянин».
Очень удачно сказано, Дмитрий Анатольевич. Теперь мы знаем, что практически каждый россиянин живет в моногороде. Действительно, с таким уровнем знаний выстраивать стратегию развития общества проблематично - скорее, стоит сказать Медведеву спасибо за то, что он этим не занимается.
«Какая жизнь тогда бы началась»
Три базовые части некоей новой стратегии должны были, по замыслу сценаристов заседания 13 июля, обрисовать профильные министры: глава Минздрава Вероника Скворцова, министр образования Дмитрий Ливанов и министр строительства и ЖКХ Михаил Мень.
Больше века тому назад в пьесе «На дне» Горький процитировал прекрасное четверостишие Беранже: «Господа! Если к правде святой мир дорогу найти не умеет, - честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой!» Далее мы выделили те элементы снов, которые будет очень несложно проверить через несколько лет.
Так, в золотых снах Вероники Скворцовой уже к 2018 году будет обеспечена всеобщая компьютеризация страховой медицины, доступность записи к врачам с домашнего компьютера, исчезновение очередей в больницах и поликлиниках, новые методы лечения и ранняя диагностика самых распространенных заболеваний, наисовременнейшее медицинское оборудование по всем регионам России, быстрая, без бюрократических проволочек, легализация необходимых лекарств и препаратов, внедрение современной системы ухода за беременными женщинами и новорожденными, повышение профессионализма врачей и повсеместное распространение здорового образа жизни.
На этом самом «здоровом образе жизни» начинается та область, где планы перетекают в реальность. Наш с вами образ жизни предлагается утвердить через институт «страховых представителей», которые обеспечат прямое общение граждан с медицинскими страховщиками. Зачем нам страховщики и не можем ли мы общаться просто с врачами, Скворцова не пояснила. Зато несложно сделать вывод, что эти самые «страховые представители» будут решать, достаточно ли мы ответственно относились к своему здоровью и, соответственно, достойны ли бесплатной медицины. А это, скорее всего, сведется к системе околомедицинских наказаний в духе «задержан на лавочке с бутылкой пива - лишен медстраховки на два года».
Как и Веронику Скворцову, тема всеобщей компьютеризации взволновала и министра образования Дмитрия Ливанова. Он сообщил, что по темпам внедрения цифровых технологий в школьное обучение Россия сейчас входит в тройку мировых лидеров. И темпы эти будут только нарастать. Это приведет к развитию дистанционного обучения и к равному доступу к урокам лучших преподавателей всех детей страны.
Ливанов также пообещал, что к 2020 году как минимум пять лучших отечественных университетов войдут в первую сотню мирового рейтинга, и еще 15 - в число первых 250, что преподавать в ведущих вузах страны начнут пять тысяч лучших иностранных ученых, а равенство возможностей при поступлении в высшую школу поразит все незамутненные умы. Впрочем, и в этом направлении ума есть свои подводные камни. Долгие разговоры о значении «дистанционного обучения» проходят на фоне «оптимизации» и закрытия сельских школ. И останавливать этот процесс, кажется, никто не собирается. По крайней мере, рост числа образовательных учреждений в русской деревне никак не вписан в «стратегию» и «развитие». Вообще, попытки Минсельхоза возродить село стали, кажется, очень неприятным сюрпризом для прогрессивно настроенного Дмитрия Ливанова.
Велики планы и у министра жилищно-коммунального хозяйства Михаила Меня. Он пообещал вводить в российских городах 100 млн квадратных метров в год, своевременно делать капитальный ремонт и обеспечить, наконец, конкуренцию в сфере ЖКХ. Главные надежды чиновника, опять же, связаны с компьютеризацией - открытые данные в сети должны помочь гражданам самим выбирать себе управляющую компанию и оценивать ее работу.
Важнейший стимул в оживлении отрасли Михаил Мень увидел в снижении процента по ипотечным кредитам и связал этот процент с ключевой ставкой ЦБ. Однако такой тезис вызвал сомнения у Владимира Путина: «Давайте мы будем иметь это в виду, но это не панацея», - словами Эльвиры Набиуллиной ответил президент.
***
Что это вообще было? Что за непонятный орган из понятных всем людей потратил целый рабочий день (который ни у кого из них не стоит менее 30 тыс. руб.) на песни о прекрасном будущем и констатацию прописных истин? Эти высокопоставленные чиновники в явном большинстве своем не дураки и прекрасно понимают, что несут полный бред, но что ими движет? Подражание окружающим? Надежда сохранить свое кресло? Обязанность играть роль, отведенную незримым режиссером?
Ни к какому успеху, ни к какому положительному результату данный совещательный орган в данном составе не приведет. Свой кредит доверия скворцовы и ливановы давно прокутили, проболтали на бесконечных совещаниях. России нужны новые люди - экономные в словах, неустанные в делах. И вот это и есть панацея!
Андрей Полонский
«Русская планета», 14 июля 2016