Основы управления эмоциями. Часть 3

Nov 30, 2014 18:44


Причина гнева


"Сердиться на людей означает считать их поступки чем-то важным. Настоятельно
необходимо избавляться от подобного ощущения. Поступки людей не могут быть
настолько важными, чтобы отвести на задний план единственную жизненно важную
альтернативу: наши неизменные встречи с бесконечностью."
                                                 (К. Кастанеда. Учение дона Хуана)
Наиболее явно проявляющийся источник негативных переживаний - это социальный рефлекс,
именуемый также чувством собственной важности (ЧСВ). На начальной стадии
развития эта программа отслеживает межличностные контакты и идентифицирует
поведение вступивших в контакт людей либо как повышающее воображаемый социальный статус носителя
программы, либо как понижающее; в первом случае рефлекторно формируется реакция
приятной удовлетворённости, во-втором - недовольства, гнева, раздражительности,
досады, ярости и т. п. Однако, разрастаясь, ЧСВ  заставляет реагировать на явления,
не относящиеся к социуму - на поведение животных, неодушевлённых предметов и
аппаратуры, на климатические изменения и т. д. Неосведомлённый человек может
заявить, что чувство собственной важности лучше, чем чувство собственной
неважности. В таких случаях необходимо объяснять, что и ЧСВ, и чувство собственной
неважности порождены одной и той же программой, заставляющей нас действовать
эгоистически и автоматически. В учении Христа этот механизм сознания обозначен как
"гордыня".
Для дезактивации данной программы помимо всех вышеперечисленные психотехник,
существует такая замечательная практика, как прощение (в расширенной версии -
прощение-покаяние). Из всех её многочисленных вариантов я выбрал и применил метод, который можно обозначить "мысленное прощение-покаяние". Он заключается в следующем: необходимо ярко представить образ человека, к которому чувствуешь недоброжелательность, и обратиться к нему с
фразой примерно такого содержания - "я искренно и от души прощаю тебе всё
нехорошее и неправильное, что ты причинил мне вольно или невольно, и прошу
прощения за свои негативные мысли и поступки, допущенные мною по  отношению к
тебе". После этого надо присмотреться к мысленному образу этого человека и
просканировать своё отношение к нему. Если недоброжелательность не ушла, фраза
повторяется. Я не имел возможности много экспериментировать с вербальным
методом (встречающемся, например,  в хопонооно), но, думаю, он тоже работает неплохо, и
хорошо подходит для тех, кто ещё не научился искусству визуализации. Метод таков: в момент переживания любой разновидности гнева необходимо мысленно или негромко проговорить, обращаясь к тому, кто вызвал гнев: я прощаю тебя, прости меня, благодарю тебя, я люблю тебя. Эта фраза повторяется до полного
утихания неблагоприятной эмоции.
Эти и подобные им техники постепенно формируют новую цепочку нейросвязей,
позволяющую испытывать любовь вместо ненависти.
Если эту фразу прочтёт обычный человек, то вполне вероятна следующая реакция:
"Меня оскорбляют, а я должен целовать за это? Вторую щёку подставлять?"
Рискну высказать мысль, которая может показаться непривычной и не вписывающейся
в привычные представления. Она такова: не так важно, как вы поступаете,
как то, какие чувства вы при этом испытываете, и о чём в этот момент думаете.
Поясню. Если человек встречается с попыткой его оскорбить, то не столь важно -
отвечает он на оскорбление, или оставляет его без ответа. Важно - испытывает ли он
ответное чувство гнева, или нет. Если человек остаётся внутренне невозмутим при
попытке его оскорбить, или испытывает любовь при попытке его унизить, то его выбор
ответных поступков становится намного шире - он может избрать тот вариант
действий, который представляется ему оптимальным в данных обстоятельствах.
Допустим, пракикующему необходимо поддержать образ обычного человека со
стандартными реакциями, - тогда он избирает какую-нибудь стандартную линию
поведения: ссору, угрозы, драку и т. д. Если человек работает над бесстрастием, он
демонстрирует бесстрастие - молчание, отсутствие реакции, спокойное сдерживание и
т. д. Если человеку нравится смех, он может смеяться. Если человек развивает
способность к безусловной любви, он может сопереживать тому, с кем столкнулся.
Одним словом, он выбирает линию поведения, как опытный актёр выбирает роль.
Зачем это нужно практикующему? Вспомним классику. "Вся жизнь - театр, А люди в
нём актёры. У них свои есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль" - точно
подметил Шекспир ("Как вам это понравится"). И каждый не одну играет роль - это
ключевая фраза. Речь идёт не столько о социальных или возрастных ролях, сколько об
эволюционных изменениях в мировоззрении. Представьте человека в кризисе среднего
возраста, когда старые взгляды на жизнь себя изжили, а новые ещё не наработаны.
Как начать жить по-новому, как изменить свою опостылевшую роль? Вновь обратимся
к наследию гениального Мастера театрального действа:
Нет совести - прикиньтесь, будто есть.
Привычка, этот враг живого существа,
Кой в чём и друг. В личине доброты
Мы можем сами пристраститься к благу,
Разнашивая нравственный уклад,
Как новый плащ. Сегодня воздержитесь,
И завтра будет легче устоять,
И что ни ночь, то легче всё и легче.
Повторность изменяет лик вещей.
Чертей смиряют или изгоняют.
                  (Гамлет. Пер. Б.Пастернака)
Да, "Повторность изменяет лик вещей", и повторяя те действия, которые характерны
для нашей новой роли, мы не просто её осваиваем, а становимся ею. В этом
заключается магия искусства актёра. И алгоритм  действий практикующих.

Работа с подсознанием.


"Основанием для йоги в деле воспитания характера служат удивительные способности
подсознательной плоскости ума. От изучающих йогу вовсе не требуется, чтобы они
муштровали себя, насилуя природу. Напротив, йоги говорят, что такие строгие приёмы
противоречат целям природы, что лучший способ - подражать природе и постепенно
развивать желательные черты с помощью сосредоточения на них силы воли и
внимания. Искоренение же нежелательных черт совершается путём воспитания в себе
черт, им противоположных. Если, например, ученик желает преодолеть чувство страха,
ему советуют отнюдь не сосредотачивать внимания на этом чувстве с целью его
искоренения, а напротив, мысленно уверять себя, что вовсе не испытывает страха, и
затем сосредоточить всё своё внимание на идеале смелости. По мере того, как
смелость развивается в его характере, страх постепенно из него исчезает.
Положительно всегда берёт верх над отрицательным.
Весь секрет этого подсознательного метода воспитания заключается в слове "идеал".
Назидание сводится к тому, что можно достичь идеалов, обращая на них особенное
внимание."
                                                           (Рамачарака. Раджа-йога)

В этой цитате - суть методологии Раджа-йоги по изменению поведенческих моделей и
механизмов эмоционального реагирования. Максимально реалистичный мыслеобраз
идеального "я" - это одновременно и семя, из которого взращивается новый человек, и
маяк, дающий направление движения. Уяснив задачу, подсознание берёт на себя
большую часть работы, а сознанию остаётся только придерживаться направления и
убирать то сопротивление, которое оказывает трансформации эго. Ибо эго не
заинтересовано в изменении, его задача - поддержание и сохранения первичного
гомеостазиса, устойчивой системы энергетических взаимоотношений между человеком
и окружающей его средой.
Подсознание - это, по словам Рамачараки, лучший друг и верный слуга, готовый
трудиться денно и нощно над теми задачами, которые ставит перед ним сознание. Эта
концепция получила развитие в наши дни, когда широко используются удивительные возможности компьютерной техники. Если подсознание подобно компьютеру, то в него можно загружать специализированные программы по очистке аппарата мышления от ненужных элементов, мешающих оптимальной работе.
Данная идея получила воплощение в системе очистки сознания, получившей смешное
название "Турбо-суслик". Её автор, Дм. Леушкин, создал несколько программ для
подсознания, именуемых в его системе "протоколы"; благодаря этим программам
подсознание работает с указанными эмоциональными проблемам в автоматическом
режиме, без постоянного сосредоточения на них нашего сознания.
Этой изумительной по своей эффективности системой я пользуюсь несколько лет, и
вполне убедился в её действенности, скорости и удобстве. Она не требует наставника,
или инструктора, достаточно ознакомиться с описанием метода в одноимённой книге (она есть в Сети), и
можно приступать к  самостоятельной работе. Первые протоколы - бесплатные, но их
вполне достаточно, потребности в новых и более продвинутых у меня не возникает.
Если я встречаюсь с проблемами, неподвластными бесплатным программам, я решаю
их при помощи традиционных психопрактик. К тому же никто не запрещает создавать
свои собственные программы по образцу уже имеющихся протоколов.
Исходя из этого, я считаю правомерным рекомендовать систему Турбо-суслик, как
рабочий инструмент самосовершенствования. Должен оговориться, что сам Дм.
Леушкин считает свою методологию окончательной системой саморазвития, но с этим,
при всём моём уважении, я не могу согласиться, поскольку саморазвитие - это не
только очистка сознания и не только дезактивация устаревших программ.
Заключение


Сложность самосовершенствования в том, что оно движется не только изменением
привычек и  развитием особых навыков. Оно основано на философии, качественно
отличной от мировоззрения массового человека. И перенять эту философию совсем
не так просто, как может показаться. Это требует не только интеллектуальных, но и
эмоциональных, а значит - энергетических усилий, ибо каждая эмоция - это энергия
особой частоты. Фактически, управление эмоциями - это управление энергиями. А
управление энергиями - это цигун, работа с телом, как энергетическим комплексом. В
то же время, вибрации нашего тела подобны акустическим волнам, а значит, работа с
ними - это творение музыки, т. е. искусство. Самосовершенствование - это не
самореализация в социуме, не достижение признания, не широкая популярность и т.
п. Самосовершенствование в своей экзистенциальной основе - это выход из Матрицы,
из сложившейся системы энерго-эмоциональных взаимоотношений между человеком и
его окружением, которая превращает его в составную и пассивную часть глобального
механизма, нацеленного на поддержание гомеостазиса, а вовсе не на благо человека и
человечества.
Во все времена этот выход из Матрицы был сложным предприятием, непосильным для
большинства. Однако сейчас, когда завесы тайн снимаются и коммуникации
упрощаются и совершенствуются, мы имеем всё больше и больше возможностей
освободить своё сознание и раздвинуть свои пределы. И управление
своими эмоциями и мыслями - один из значительных этапов на этом Пути.

В. Безымянин

саморазвитие, самосовершенствование, управление эмоциями, психология

Previous post Next post
Up