Суть дела выразил
paomako : буллинг - это не деффект социализации, это социализация без присмотра.
***
В племенном устройстве дети всегда при деле: едва научившись ходить, ребенок уже участвует в процессе выживания племени: вместе с женщинами собирает ягоду, затем ловит рыбу - без пауз. Дитя даже не под присмотром; дитя сразу - часть общины. Отсюда совершенно иная психология: ребенок сразу берет на себя ответственность, всю, какую способен взять. Иерархия, в которую он встроен, не дворовая и не школьная, она сразу племенная.
***
***
Изменения пошли с началом формирования племенных монастырей: целые группы разом оказывались вне общины и были вынуждены выстраивать собственную изолированную от племени иерархию. Причем, у человека нет выбора - выстраивать или не выстраивать; это биология. Однако монастырь это лишь начало: в монастыре подростки были заняты тем же, чем и в племени, - выживанием; отвлеченных задач нет.
***
Ключевые коррективы внесли школы; хороший пример - бурса. Дети еще работают, но базовая задача членов бурсы от непосредственного выживания отличается радикально. Результат: появился новый тип социализации, в котором взрослый персонал бурсы рассматриваются не как наставники в деле выживания бок о бок, а как держащие в руках кнут и пряник антагонисты. Детская иерархия схлопнулась сама на себя. Школы - прямое продолжение этого типа отношений групп. Самый жесткий современный вариант этого типа структур - детские дома, очень близкие к бурсам.
***
Двор, пожалуй, помягче - во дворе нет учительской страты с правом принуждения, плюс, есть старшие братья и сестры, контролирующие часть процессов, плюс рядом родители. Дворы - более гуманная структура. Однако иерархия все равно выстраивается, она не может не выстраиваться.
***
Гаджеты внесли коррективы: двор уступил очень много места общению он-лайн. Здесь ребенок вдали не только от племенного, родительского или учительского контроля, но и от любого процесса социализации. Если говорить о буллинге в школах США, то встречаются две детские страты: преимущественно школьная и преимущественно сетевая. Ясно, что искры летят, но для меня здесь важно то, что обе страты выдернуты из процесса принятия ответственности за состояние атмосферы общества в целом. Даже больше: обе страты выдернуты из общества. Даже школа - изолят, поскольку учителя не выживают с детьми бок о бок, а действуют по инструкции (машинной функции по своей сути). Гаджеты - изолят в квадрате - там все функции машинные.
***
Пожалуй, базовая особенность ситуации с буллингом такова: школьная страта пытается выстроить иерархию против общих антагонистов (учителя-родители) - это примитивная социальная модель, содержащая хоть какое-то развитие отношений в обществе. Страта, выросшая внутри сети, даже этой примитивной социальной задачи не понимает и не принимает.