Как правило, реки прокладывают свой путь и текут по зонам наименьшего напряжения и сопротивления - по тектоническим разломам. (Википедия. Река)
***
На практике возраст реке назначают, исходя из возраста старейших пород каньонов, по которым она протекает.
Ссылка на энциклопедию:
https://wikicsu.ru/wiki/List_of_rivers_by_ageХотя понятно, что разлом образуется, скорее, в период образования самых молодых пород каньонов, иначе бы эти слои в бассейне реки попросту не смогли образоваться, - все смывало бы и уносило.
В целом, тезисы о формировании рек по уровню научного мышления напоминают песни в стиле "шансон". Пишут, например, что река стремится спрямить русло, и поэтому меандры это признак молодой реки, хотя физиками экспериментально доказано, что любой поток склонен формировать именно меандры; это энергетически выгодно.
***
Кандидат географических наук Марк Софер написал статью (к сожалению, доступ строго платный), в которой утверждает, что реки сформировались в нынешнем виде в исторически обозримое время. То есть, речь о, максимум, 8 тысячах лет (по традиционной шкале). Индийские предания, кстати, утверждают, что прежде рек не было (кроме Ганга), и все реки сформированы одномоментно в тот период, когда Солнце вставало и садилось не там, где надо (смещение полюсов). Объяснение у нас есть, причем, строго научное: разломы могли сформироваться только в период смещения полюсов, - такова физика этого процесса.
***
В нашей статье "Полная история катастрофы" упоминается, что ключевые сельскохозяйственные культуры вошли в оборот порядка 8200 лет (по традиционной шкале) назад - в период наибольших тектонических ландшафтообразующих перемен. В этот же период, на мой взгляд, и началась цивилизация. Есть аргументы.
***
Река - единственный доступный на заре человечества транспортный коридор. Едва реки возникли, появилась сама физическая возможность перемещаться по землям разных племен, а значит, появилась и возможность межплеменного обмена. Это сразу, рывком, создает условие для строительства речных флотов и обмена семенным материалом: еще вчера рис был известен паре-тройке мелких племен, а уже сегодня семена риса в руках сотен племен региона. Злаки и бобовые переживают столь мощную экспансию, что оставляют внятные археологические следы, четко привязываемые к одной эпохе.
***
Мгновенно появляется и обмен промышленными товарами, в частности, хорошим инструментальным кремнем. Первый товар, с которым работали на речном коридоре "Рейн-Дунай" - именно кремень. Хороший инструмент всегда востребован чрезвычайно.
***
Впервые появляется сама потребность в производственных излишках. До начала обмена никакого смысла растить лишнее нет: все равно сгниет. В Передней Азии есть регион, вывоз из которого слишком дорог и сейчас, поэтому раз в год люди устраивают грандиозный многодневный праздник - с целью съесть заведомо лишний скот. Съедать его остро необходимо: вывезти на продажу невозможно, а площадь пастбищ ограничена. Нечто подобное до появления рек было везде. Едва реки появились, производственные излишки стали активом, то есть, чем-то очень полезным, неосвоенные площади были тут же засеяны зерном и заполнены скотом, и возникла нужда в создании технологий хранения.
***
Сам товарообмен стал активом: профессия купца - сама по себе - начала приносить такие прибыли, что шли даже на риск жизнью. Быстро стал активом и пропуск чужого товара через свои территории: каждое племя выполняло роль "барона-разбойника" и брало свою долю с каждой провезенной партии товара, одновременно выступая и гарантом безопасности купца на всей своей (а то и на чужой) территории. Племена, имеющие подходящие позиции, быстро специализировались на купеческой и охранной деятельности. Здесь же, едва появился стабильный сбыт, появились и племена-горняки, сидящие на месторождениях кремня и соли.
***
Чрезвычайно быстро появился и рынок как таковой: рынок сельхозпродуктов, рынок промтоваров, рынок посреднических (например, охранных) услуг. Соответственно, появился рынок труда: стало понятно, сколько зерна, скота или соли какая услуга в норме стоит: охрана, изготовление судна-моноксила, работа купца, кладовщика, горняка и строителя причала. Возникла ситуация, в которой стало понятно, какие именно племена слишком бедны, чтобы участвовать в товарообмене иначе как предлагая свой труд. Это и есть так называемые "рабы", с помощью труда которых и строились наиболее грандиозные объекты. Я бы назвал эту страту кастой и хотел бы подчеркнуть, что это положение в обществе было занято добровольно, просто в силу скудости племенных угодий. Это способ войти цивилизацию, в чем-то сходный с ситуацией, когда рыться всем племенем (сохраняя его правила и структуру) в московских помойках в поисках металла на порядок выгоднее, чем растить зерно в российской глуши.
***
Думаю, на этом начальном этапе был острый дефицит пром.товаров и мгновенно достигнутый избыток сельской продукции. Этим избытком и оплачивался труд низших каст. Такую систему можно назвать племенным наймом по племенным правилам. Это тоже найм, но найм не буржуазный; здесь надо приносить присягу на верность и соглашаться на вполне конкретный пожизненный статус.
***
Именно здесь появились горожане - изначально, сразу разноплеменные. Удобных точек на реке не так много, а способа запретить племени сдать в аренду участок своей земли на берегу твоему конкуренту не существует. Первый город это вынужденное сосуществование недружественных разноплеменных кварталов с вынужденно единым договорным городским управлением.
***
И здесь же впервые должен проявиться такой признак системного кризиса, как представление о "лишних людях". По племенным стандартам товары не являются основными фондами, а потому не могут быть унаследованы по женской линии, и та мужская страта, что села на товарные потоки немедленно подбирает способ дистанцировать свое богатство от своих же соплеменников. "Лишних людей" так или иначе от этой фантастически богатой кормушки убирают.