О возрасте рек и начале цивилизации

Aug 14, 2022 15:26

Как правило, реки прокладывают свой путь и текут по зонам наименьшего напряжения и сопротивления - по тектоническим разломам. (Википедия. Река)
***
На практике возраст реке назначают, исходя из возраста старейших пород каньонов, по которым она протекает.
Ссылка на энциклопедию: https://wikicsu.ru/wiki/List_of_rivers_by_age
Хотя понятно, что разлом образуется, скорее, в период образования самых молодых пород каньонов, иначе бы эти слои в бассейне реки попросту не смогли образоваться, - все смывало бы и уносило.
В целом, тезисы о формировании рек по уровню научного мышления напоминают песни в стиле "шансон". Пишут, например, что река стремится спрямить русло, и поэтому меандры это признак молодой реки, хотя физиками экспериментально доказано, что любой поток склонен формировать именно меандры; это энергетически выгодно.
***
Кандидат географических наук Марк Софер написал статью (к сожалению, доступ строго платный), в которой утверждает, что реки сформировались в нынешнем виде в исторически обозримое время. То есть, речь о, максимум, 8 тысячах лет (по традиционной шкале). Индийские предания, кстати, утверждают, что прежде рек не было (кроме Ганга), и все реки сформированы одномоментно в тот период, когда Солнце вставало и садилось не там, где надо (смещение полюсов). Объяснение у нас есть, причем, строго научное: разломы могли сформироваться только в период смещения полюсов, - такова физика этого процесса.
***
В нашей статье "Полная история катастрофы" упоминается, что ключевые сельскохозяйственные культуры вошли в оборот порядка 8200 лет (по традиционной шкале) назад - в период наибольших тектонических ландшафтообразующих перемен. В этот же период, на мой взгляд, и началась цивилизация. Есть аргументы.
***
Река - единственный доступный на заре человечества транспортный коридор. Едва реки возникли, появилась сама физическая возможность перемещаться по землям разных племен, а значит, появилась и возможность межплеменного обмена. Это сразу, рывком, создает условие для строительства речных флотов и обмена семенным материалом: еще вчера рис был известен паре-тройке мелких племен, а уже сегодня семена риса в руках сотен племен региона. Злаки и бобовые переживают столь мощную экспансию, что оставляют внятные археологические следы, четко привязываемые к одной эпохе.
***
Мгновенно появляется и обмен промышленными товарами, в частности, хорошим инструментальным кремнем. Первый товар, с которым работали на речном коридоре "Рейн-Дунай" - именно кремень. Хороший инструмент всегда востребован чрезвычайно.
***
Впервые появляется сама потребность в производственных излишках. До начала обмена никакого смысла растить лишнее нет: все равно сгниет. В Передней Азии есть регион, вывоз из которого слишком дорог и сейчас, поэтому раз в год люди устраивают грандиозный многодневный праздник - с целью съесть заведомо лишний скот. Съедать его остро необходимо: вывезти на продажу невозможно, а площадь пастбищ ограничена. Нечто подобное до появления рек было везде. Едва реки появились, производственные излишки стали активом, то есть, чем-то очень полезным, неосвоенные площади были тут же засеяны зерном и заполнены скотом, и возникла нужда в создании технологий хранения.
***
Сам товарообмен стал активом: профессия купца - сама по себе - начала приносить такие прибыли, что шли даже на риск жизнью. Быстро стал активом и пропуск чужого товара через свои территории: каждое племя выполняло роль "барона-разбойника" и брало свою долю с каждой провезенной партии товара, одновременно выступая и гарантом безопасности купца на всей своей (а то и на чужой) территории. Племена, имеющие подходящие позиции, быстро специализировались на купеческой и охранной деятельности. Здесь же, едва появился стабильный сбыт, появились и племена-горняки, сидящие на месторождениях кремня и соли.
***
Чрезвычайно быстро появился и рынок как таковой: рынок сельхозпродуктов, рынок промтоваров, рынок посреднических (например, охранных) услуг. Соответственно, появился рынок труда: стало понятно, сколько зерна, скота или соли какая услуга в норме стоит: охрана, изготовление судна-моноксила, работа купца, кладовщика, горняка и строителя причала. Возникла ситуация, в которой стало понятно, какие именно племена слишком бедны, чтобы участвовать в товарообмене иначе как предлагая свой труд. Это и есть так называемые "рабы", с помощью труда которых и строились наиболее грандиозные объекты. Я бы назвал эту страту кастой и хотел бы подчеркнуть, что это положение в обществе было занято добровольно, просто в силу скудости племенных угодий. Это способ войти цивилизацию, в чем-то сходный с ситуацией, когда рыться всем племенем (сохраняя его правила и структуру) в московских помойках в поисках металла на порядок выгоднее, чем растить зерно в российской глуши.
***
Думаю, на этом начальном этапе был острый дефицит пром.товаров и мгновенно достигнутый избыток сельской продукции. Этим избытком и оплачивался труд низших каст. Такую систему можно назвать племенным наймом по племенным правилам. Это тоже найм, но найм не буржуазный; здесь надо приносить присягу на верность и соглашаться на вполне конкретный пожизненный статус.
***
Именно здесь появились горожане - изначально, сразу разноплеменные. Удобных точек на реке не так много, а способа запретить племени сдать в аренду участок своей земли на берегу твоему конкуренту не существует. Первый город это вынужденное сосуществование недружественных разноплеменных кварталов с вынужденно единым договорным городским управлением.
***
И здесь же впервые должен проявиться такой признак системного кризиса, как представление о "лишних людях". По племенным стандартам товары не являются основными фондами, а потому не могут быть унаследованы по женской линии, и та мужская страта, что села на товарные потоки немедленно подбирает способ дистанцировать свое богатство от своих же соплеменников. "Лишних людей" так или иначе от этой фантастически богатой кормушки убирают.

Модель, География, Геология

Previous post Next post
Up